Найти в Дзене
Строительный мир

Тихоокеанская железная дорога – 500 км из Якутии до Охотского моря

Угольная промышленность является одной из стратегически важных отраслей российской экономики. Добыча ископаемого топлива и его экспорт — важнейшая статья доходов государства: так в 2022 году только в Китай было отправлено на 20% больше данного ресурса, чем в 2021-м — 68,06 млн тонн.

© TonY60 / CC BY-SA 3.0 (Эльгинское месторождение коксующихся углей в Якутии, 2021 г.)
© TonY60 / CC BY-SA 3.0 (Эльгинское месторождение коксующихся углей в Якутии, 2021 г.)

Эльгинское месторождение твердого коксующегося угля считается одним из самых больших в юго-восточном районе Якутии и входит в состав Токинского угольного бассейна. Его потенциал — свыше 40 млрд тонн, а самого Эльгинского месторождения — 2,2 млрд тонн, что сопоставимо с масштабами австралийских Гуниеллы, Гордстона и Грегори.

При этом добываемый на Эльге твердый коксующийся уголь премиального качества характеризуется минимальным содержанием серы и фосфора, поэтому крайне высоко ценится во всем мире. Учитывая планы «Эльгауголь» по наращиванию добычи и в то же время нехватку жд-мощностей, в 2022-м компания приступила к строительству стальной магистрали в направлении Охотского моря.

© Телеграм канал «Пулемет Дегтярева» / t.me/Degtyarev_Info (Строительство порта «Эльга»)
© Телеграм канал «Пулемет Дегтярева» / t.me/Degtyarev_Info (Строительство порта «Эльга»)

Кроме Тихоокеанской железной дороги (ТЖД), которую планируется ввести в эксплуатацию в 2025-м, для экспорта угля построят новый порт «Эльга». Он будет организован на северо-западном побережье Удской губы Охотского моря, в районе мыса Манорский. Помимо этого, разработка месторождения стимулирует и другие отрасли промышленности в регионах — Якутии и Хабаровском крае.

Например, Хабаровский судостроительный завод планирует построить два буксира для порта «Эльга» до 2024 года и еще два — до 2026-го. Общая стоимость строительства — 4 млрд руб., при этом подобные суда будут востребованы во всех портах Дальневосточного Федерального округа — Чукотки, Колымы, Сахалина, Камчатки и Приморья.

© Михаил Коробицын / Правительство Хабаровского края / khabkrai.ru (Строительство железной дороги, июль 2022 г.)
© Михаил Коробицын / Правительство Хабаровского края / khabkrai.ru (Строительство железной дороги, июль 2022 г.)

Помимо роста экспорта и производства судов, строительство порта и железной дороги увеличит привлекательность региона и позволит создать новые рабочие места. Так под одно рабочее место в порту «Эльга» рядом будет создано 8-10 рабочих мест в связанных с деятельностью порта сферах: производство, торговля, обслуживание железных дорог и составов.

Заказы от порта будут поступать не только к судостроительным предприятиям, но и производителям всего, что нужно для возведения буксиров. Таким образом, прибыль будет обеспечена представителям металлургии, электроники, и многим другим сферам. Также сама строящаяся железная дорога подразумевает создание более тысячи рабочих мест и сотни связанных производств.

© yandex.ru/map-constructor (Красным – линия Эльга – Улак)
© yandex.ru/map-constructor (Красным – линия Эльга – Улак)

Построенная в 2021 году линия Эльга – Улак уже объединила Эльгинское месторождение с БАМом, что позволило транспортировать 90% добываемого там угля на Восток. При этом горнодобывающее предприятие на Эльге планирует выйти на показатель 45 млн тонн ежегодно. Для этой цели и строится Тихоокеанская железная дорога длиной 531 км (с учетом разъездов и станций — около 620 км), которая будет проходить через Республику Саха (Якутия) и Хабаровский край, обеспечивая перевозку примерно 30 млн тонн угля в год.

Основная сложность строительства — климатические и рельефные особенности региона. Железнодорожная линия возводится в тайге и является независимым проектом. Создание Тихоокеанской железной дороги, по предварительным оценкам, сопоставимо по сложности и масштабу с началом модернизации БАМа или Транссиба.

© Телеграм канал «Пулемет Дегтярева» / t.me/Degtyarev_Info (Строительство железной дороги, ноябрь 2022 г.)
© Телеграм канал «Пулемет Дегтярева» / t.me/Degtyarev_Info (Строительство железной дороги, ноябрь 2022 г.)

Частное финансирование в размере 146,6 млрд руб., направленное на реализацию данного проекта, позволит создать в Якутии, которая имеет большую площадь с непростым рельефом, и такой же высокий природный потенциал для развития, необходимую железнодорожную инфраструктуру в рамках программы развития Эльгинского угольного комплекса и региона в целом.

Статья подготовлена Генеральным директором АО «Трансэнерком» Олегом Шевцовым