Когда приходит в дом беда, многие опускают руки. Отцы бросают больных детей, жены — неблагополучных мужей. Но есть люди, которых горе заставляет сильнее любить близких, бороться за их жизнь и становиться по-настоящему счастливыми. Такой путь прошла Надежда Сальникова из Лебедяни, «поднявшая» своего мужа Андрея после тяжёлого инсульта.
Андрей улыбается и пытается поздороваться, протягивает нам свою «рабочую» левую руку. Слова несвязные — нарушен центр в головном мозге, отвечающий за речь. Надежда признаётся, что за невозможность говорить муж переживает больше всего. Ведь он по натуре очень общительный человек. Всю жизнь проработал в полиции, его знают многие в городе. И супругу всегда осыпал комплиментами, обожал делать ей подарки и баловать. Сальниковы вместе 18 лет — оба до свадьбы были в браке, Андрей даже не в одном. У него есть сын в другом городе. Будущие супруги раньше жили по соседству на одной улице, а полюбили друг друга много лет спустя, неожиданно и навсегда.
— Андрей появился в моей жизни, когда мне было 32 года. Я тогда держала большое хозяйство: куры, утки, козы и огромный огород, а помощника не было. Попросила по-соседски Андрея покосить траву, а он улыбнулся и сказал: «А подшить брюки сможешь?» Потом он взялся за проводку в доме и стал частым гостем. Вскоре мы стали жить вместе. Однажды говорили о том, почему раньше не построили отношения, хотя могли давно быть счастливы вместе. И оба понимали — жизнь поступила с нами правильно. Мы научились ценить то, что у нас есть, и друг друга, — рассуждает Надежда Сальникова.
Андрей сутками дежурил, Надежда трудилась в школе заместителем директора. У обоих — большая нагрузка и нестерпимое желание скорее возвратиться с работы домой, в семью. Одиннадцатилетний сын Максим через несколько месяцев спросил маму: «А можно я буду называть дядю Андрея папой?» К тому моменту мальчик занимался с будущим отцом борьбой и любил разговаривать с ним по душам. Андрей серьёзно относился к сыну: вместе трудились на огороде, он научил его кататься на мопеде, водить машину, чинить технику. Подросток видел, как светится от счастья мама, и это для него было самым важным. Надежда призналась, что только с Андреем почувствовала себя настоящей красавицей, желанной и любимой женщиной.
Земля ушла из–под ног
— Мы с мужем даже ни разу не поругались по-крупному, всегда заботились друг о друге. И сейчас он всё время оказывает мне знаки внимания. Андрей остался романтичной натурой, несмотря ни на что. Когда он первый раз после болезни самостоятельно вышел на улицу, то сразу поехал ко мне в школу. Увидел, обнял, распахнул куртку, а там — плюшевый медвежонок. Где-то смог купить по дороге. Я не выдержала этого трогательного момента — расплакалась, — вспоминает Надежда.
Инсульт у Андрея случился в 49 лет. Он никогда особо не жаловался на болезни: крепкий мужчина, старающийся вести здоровый образ жизни. В тот злополучный день Андрей ехал на автобусе по липецкой трассе. Почувствовал себя плохо, успел предупредить водителя и потерял сознание. По счастливой случайности в том же автобусе ехала фельдшер, она позвонила Максиму. Сын приехал очень быстро, Андрея привезли в Куйманскую больницу, где врачи оказали первую помощь. Всем уже был понятен диагноз. Андрея отправили в сосудистый центр Лебедяни. Чудом все действия уложились в тот самый жизненно необходимый «золотой час».
— У меня земля из-под ног ушла, когда сын позвонил и сказал: «Папу парализовало». В голове — одна мысль: «Только бы выжил, со всем остальным — справлюсь». В реанимации врачи боролись за его жизнь полторы недели. Я очень благодарна нашим докторам. Когда Андрея перевели в обычную палату, с ним сразу стали работать специалисты. Делали массаж, пытались его поднимать, чтобы он садился. И потом с нами год занимались врачи-реабилитологи, которые сделали всё возможное, чтобы супруг пошёл на поправку, — рассказывает Надежда.
Она ездила каждый день навещать мужа в реабилитационный центр в Куймани. В автобусе, пока добиралась, проверяла тетрадки, потом часами находилась у постели Андрея. Стоял вопрос, чтобы оставить работу, но в семье понимали — восстановление будет стоить немалых денег. Надежда продолжала трудиться в школе, а всё свободное время отдавала мужу. Ему делали сеансы ЛФК, назначали медикаментозное лечение. Но самое главное — Андрей оказался бойцом. Как бы трудно ему ни было, он занимался и вскоре сам научился ухаживать за собой.
А главным добытчиком в семье стал Максим. Молодой парень возглавил ритуальную службу. Её открыл Андрей, когда вышел на пенсию. Дело непростое, эмоционально тяжёлое, но Максим справляется.
Андрей — боец
— Нам очень помогли сослуживцы Андрея, которые готовы были исполнить любую просьбу. Подключились родственники, друзья и знакомые. Но был случай, когда одна дама предложила мне отказаться от мужа и отдать его в дом инвалидов. Я страшно возмутилась, когда это услышала.
Ни минуты не сомневалась, что мне удастся поднять Андрея на ноги,— говорит Надежда.
Когда через полгода Андрей смог выйти на улицу, он первым делом попросил супругу показать его гараж. За это время его достроили, и глава семейства остался доволен.
— За пять с половиной лет мы добились большого прогресса, даже врачи удивлены нашим результатам, — добавляет Сальникова.
Сейчас Андрей уже помогает по хозяйству: колет дрова для бани, кормит птиц, окапывает деревья. Надежда может рвать в огороде траву, а он собирает её в ведро. Для него это важно. Сам во дворе дома смастерил себе турник, чтобы делать на нём упражнения. Надежда говорит, что у Андрея сохранилось чувство юмора. Муж старается как-то по-своему перевести многое в шутку. Ему купили трицикл для инвалида. Когда на улице тепло, он ездит на нём по городу. Знакомые и друзья всегда рады его видеть.
— Андрей сам научился ходить в магазин. Набирает корзинку продуктов и расплачивается на кассе. А ещё помнит, как работать с компьютером: дома часто играет в пасьянс. С чтением и письмом пока остаются сложности, а вот с цифрами он дружит. Знает время на часах и как считать денежки, — с улыбкой говорит Надежда.
Два раза в год Андрей Владимирович ложится в центр реабилитации, бывает в санаториях. Семья продолжает бороться за близкого человека. Надежда реалистично смотрит на жизнь. Полное выздоровление в его случае вряд ли возможно, но поддерживать здоровье — в их силах.
— Я не мечтаю, чтобы мой Андрей стал прежним, как до инсульта. Для меня главное, чтобы он был жив. Я ему очень благодарна за то счастье, что он мне дарит, и за сына, которого воспитал, — говорит Надежда.
Надежда была рядом, когда муж делал первые шаги после болезни. Вместе они недавно женили сына Максима. Ей уже не так трудно и не так больно. Их жизнь стала другой, но от этого не менее наполненной.
Как липчанка любовью мужа от инсульта спасла
27 февраля 202327 фев 2023
2988
5 мин
3