Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Хочу хотеть. Подводные камни мотивационного консультирования

Я не фанат мотивационного консультирования. Но приходится признавать, что абсолютное большинство клиентов обращаются к психологу именно с запросом из этой категории. Ну, по крайней мере, это справедливо для начальных этапов взаимодействия.

Интересно еще и то, что такое «снижение мотивации» вечно проявляется по-разному.

«Мне всегда было интересно учиться. Да и сейчас интересно. Но заставить себя не могу.»

«В какой-то момент мне стало совершенно все равно на то, что будет дальше. Ну, уволят… Дальше что?»

«Я привык к тому, что продуктивность может быть только из-под палки. Так что постоянно приходилось заставлять себя вставать и делать. Но в последнее время делать это стало труднее.»

«Дома было хорошо и спокойно – там я прекрасно знал, что от меня хотят и что мне надо сделать, делал. А сейчас вроде понимаю, но не хочется.»

С одной стороны – для поиска оптимального решения всех кейсов выше достаточно обратиться к общему принципу психологического консультирования – принципу индивидуального подхода и ценности личности каждого клиента.

Что может быть проще – в каждом конкретном случае помоги разобраться в индивидуальных причинах состояния и поспособствуй в поисках варианта его разрешения!

И тут возникает главная проблема, с которой знаком каждый психолог. Чем менее глубинный запрос приносит клиент, тем под большим количеством психологических защит и игр он пытается похоронить его в процессе консультации.

«Да, я перепробовал все возможные варианты, но меня хватает всего на полчаса, после чего мне становится крайне скучно. Нет, я не считаю, что все основное я уже выучил к этому моменту.»

«Да, на самом деле мне не все равно. Но это все еще равнее, чем было полгода назад. Нет, началось само по себе. Нет, конфликт с коллегами с этим никак не связан!»

«Нет, я не считаю, что недосып на это влияет. Я всегда распределял время только между учебой и тусовками с друзьями. Да, я работаю над режимом, но все равно не могу вовремя лечь. Ну в смысле как день проходит? – Я просыпаюсь, иду на учебу, возвращаюсь, сплю часа четыре, учусь до 12… Нет, я все еще не понимаю, почему ночью не спится. Наверное, дело в антидепрессантах, которые я пью по совету подруги.»

«Нет, я не могу сказать, что получение специальности сильно меня мотивирует – в моих мечтах я в будущем просто где-то работаю и получаю достаточно денег. Да, я поступил, потому что хочу помогать людям! Ну как, что мотивировало учиться? Мама и оценки…»

Сейчас можно возразить – но ведь именно для этого и нужна первичная встреча со сбором анамнеза!

Человек не до конца определился с запросом, а роль психолога – ему в этом помочь!

Согласен. А как насчет специалиста, который смотрит на «махровую» картину сопротивления изменениям?

Клиент:

  1. Столкнулся со стрессовой ситуацией, в которой привычный тип реагирования не помог.
  2. Вместо того, чтобы адаптироваться к ней доступными способами (поиск решений, перенятие чужого опыта, обращение за консультацией «в моменте») предпочел оставить стрессор в своей жизни. Кстати говоря, налицо подавление и игнорирование как типичные защитные механизмы.
  3. Когда начал замечать, что подобный «груз» становится особенно тяжелым, а двигаться надо, сделал по инерции пару шагов к решению и забросил попытки, разочаровавшись в своих способностях.
  4. Оказавшись на грани серьезных изменений в жизни и, осознавая, что дальше игнорировать проблему не выйдет, пришел за помощью в ожидании одного из двух решений: 1) «таблетка» или волшебное заклинание, после которого все как рукой снимает, а он сохраняет статус-кво; 2) подтверждение уникальности своего расстройства и ответ «прямым текстом» о том, что изменения неизбежны, а трагедию надо пережить, чтобы стать сильнее (меняться при этом не обязательно).

Специалист:

  1. Выгорает вдвое сильнее, чем обычно, потому что параллельно с тем, чтобы искать корень проблемы и способы ее разрешения, вынужден еще и отбиваться от попыток переложить на него ответственность за эту проблему со стороны клиента.

Все это происходит под алиби миролюбивого запроса на «мотивационное консультирование». Собственно, поэтому я и не фанат.

С другой стороны – правда нашей специальности в том, что все эти выкрутасы не являются злонамеренными. Клиент не хочет свалить на нас ответственность за свою проблему, даже если активно это делает. Ему и самому некомфортно в таком состоянии – кто б помог.

Мы и должны помочь. Но только если это безопасно.

Всегда сохраняется риск того, что клиент еще не дозрел до изменений – тогда все потуги специалиста будут напоминать челночный забег по платформе 9¾, когда проход на нее закрыт. Главное – донести до него правильную мысль и концептуализацию: нет готовности к изменениям – нет и самих изменений.

Клиент, даже если он прервал встречи, «дозрев», вернется к вам или другому специалисту и решит свои проблемы.

А специалисту собственную фрустрацию потом еще не супервизиях и личной терапии прорабатывать.

Берегите себя!

Больше интересного:

Центр практической психологии РязГМУ

Записаться на консультацию:

Варламов Андрей – клинический психолог, КПТ-терапевт

Автор: Андрей Варламов
Психолог, Клинический психолог КПТ-терапевт

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru