«Море волнуется раз, море волнуется два…» Фраза вполне могла бы являться девизом архитектурного стиля модерн. Настолько в этом направлении все подвержено плавности, тягучести, живому течению волнообразных линий, переменчивости и внезапным пластическим переходам.
Великий Гете, сказавший однажды, что архитектура это музыка, застывшая в камне, был явно пророком, предсказывавшим появление модерна!
И дом №13 по Яузскому бульвару, стоящий в трех шагах от усадьбы Филипповых, которой мы только вчера любовались, именно таков.
А еще он с виду очень напоминает доходный дом Бочаровых на Гоголевском бульваре. В первый момент я даже заподозрил Льва Кекушева и здесь... Но обманулся. Это здание – произведение Николая Павловича Евланова, причем, как свидетельствуют знатоки, одна из самых значимых его работ.
Дом полностью соответствует модерновой архитектурной мягкости. Он выстроен волной, изгибаясь в такт движению бульвара. Напоминают волну и фронтон здания, и его карниз, идущий по верху. Даже окнам дома как будто скучно быть одинаковыми, и они различаются между собой и по форме, и по размеру, и по оформлению (9 фото).
Фасад его выложен серой и голубой плиткой и украшен лепниной – традиционной для модерна растительностью. Преимущественно – лозами с гроздями винограда (8 фото).
Кстати, когда этот дом построили, а было это в 1908 году, он стал самым высоким зданием всего Бульварного кольца, хоть и ненадолго (8 фото).
Дом строился как доходный для московских купцов Болдыревых – братьев Ивана Ивановича и Николая Ивановича. Прежде же, еще в восемнадцатом веке, здесь стояло несколько небольших дворов в один-два этажа. Не слободских, принадлежавших представителям разных сословий – и купцам, и военным, и ремесленникам. После войны и пожара 1812 года их отремонтировали и чуть более плотно застроили пространство вокруг. Полувеком спустя разрозненные имения были объединены в два владения – купцов Синицыных и Большаковых. А в 1906 году оба они стали принадлежать братьям Болдыревым.
Братья снесли все малоэтажные дома восемнадцатого-девятнадцатого веков, стоявшие на приобретенной ими земле, и пригласили Николая Евланова, техника-архитектора, чтобы тот построил новый жилой дом в стиле модерн в четыре или пять этажей. В итоге получилось четыре этажа и полуподвал (7 фото).
В советские годы дом по-прежнему был жилым, пока в 1990-х годах его не передали музею Пограничных войск.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал и досмотрел мой рассказ до конца! Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами. А еще – в репостах и, конечно, в вашей подписке на мой канал. Все это поможет другим читателям находить его, а также придаст мне веру в то, что мои рассказы и показы нужны и интересны.
Не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!