Недавно мы попросили наших читателей присылать нам на почту свои предложения для улучшения качества услуг в сети пансионатов "Забота и уход". Но кроме советов мы получаем много писем с историями людей, в которых авторы делятся проблемами, связанными с уходом за тяжелобольными людьми. Несколько мы решили опубликовать, потому что считаем важной дискуссию о том, как правильно ухаживать и заботиться о пожилых родственниках.
Письмо Галины С. поднимает не только тему ответственности за родителей, но и ответственности родителей перед детьми.
"У меня история такая: отец с мамой развелся, когда мне было четыре года. Она меня воспитывала совсем одна. Отца не видела ни разу. Мама что-то придумывала про то, что он геолог и работает почему-то в Южной Америке. Я не особо без него страдала, не задавала много вопросов. Но потом отец вдруг появился - когда мне было почти 13. Познакомился. Стал приходить к нам в гости, мама накрывала ужин, стал оставаться все позже и однажды остался на ночь. Она, конечно, его все еще любила. Одним словом, мама решила еще раз попробовать. Они снова расписались. Как-то все быстро было, в мае объявился, потом меня отправили к бабушке в деревню на лето, за это время они пару раз приехали. А в сентябре вернулась в город, началась школа. И тут узнала, что мама беременна. Ревности не было, скорее, обрадовалась.
С отцом отношения были скорее никакие. Не чувствовала, что он как-то раскаивается в том, что я выросла без него и он даже не звонил никогда. Попытался меня воспитывать, но я дала отпор. Придрался, почему я поехала к подружке с ночевкой. Сказала - потому что это близкий мне человек, в отличие от него. Больше не лез, да и ругать меня было особо не за что: я была серьезной девочкой, хорошо училась, мечтала о поступлении в медицинский в Москве.
Конечно, какие-то общие моменты у нас были - помню, он меня взял однажды на хоккей, учил меня нырять в озеро рыбкой в деревне у бабушки. Как он жарил вкусную картошку. А однажды пошел и разобрался с пацаном из класса, который меня обижал и дразнил. Не знаю, чего он ему сказал, но больше меня до конца школы не трогали. Тогда дома отец победоносно сказал, что "начистит физиономию любому", кто обидит его дочку. И мне было это так важно, я подсознательно ждала, что он вот так будет меня защищать, участвовать в моей жизни. Жарить мне картошку с корочкой.
Потом родился брат. Он был очень беспокойный, плохо спал. Я старалась помогать. Очень его полюбила, просто отойти от него не могла. Мама была в декрете, денег получала очень мало. Но папа работал и все было сначала хорошо. А потом, когда брату было три месяца, отец исчез. Они с мамой поругались - она был вымотанная, уставшая, он стал ее упрекать, что много потратила. И он что-то гадкое ей сказал, а она заплакала и попросила уйти. И он послушно собрал за пять минут свою спортивную сумку, забрал с полочки в ванной бритву, одеколон и зубную щетку, оделся и ушел. И мы остались втроем. Больше я отца не видела. Мама подала на развод, кажется, он два раза не являлся на суд, потом их развели все же. Алименты, назначенные судом, копеечные, он никогда так и не платил. Мой брат ни разу не видел отца. Хотя официально он носит его фамилию, как и я.
Сейчас мне 45 лет. Я не выучилась на врача, не могла бросить маму одну, потому что она много работала и за братом надо было присматривать, забирать из садика. Я поступила в медицинский колледж в своем городе, стала акушером, устроилась в роддом. А мама попросилась к своей однокласснице, которая держала на рынке свою точку с дубленками, к ней продавцом. По 5 часов стояла на холоде. Тяжко было, но начала зарабатывать, мы потихоньку стали выползать из нищеты. Мама переживала, что из-за ее истории, как она считала, я не смогла получить высшее образование. Но жизнь наладилась. Мама нашла работу в крупной сети супермаркетов в Москве. Мы переехали, смогли продать нашу трехкомнатную квартиру и купить однокомнатную в столице. А потом я вышла замуж за замечательного человека, врача роддома, в который устроилась работать. Мой брат вырос отличным парнем, вместе мы его выучили, он умный мальчик, с детства участвовал в олимпиадах по математике, биологии. Он окончил факультет биотехнологии, занимается разработкой лекарств. После университета он поехал стажироваться за границу и остался там. Мама его поддержала. Брат женат на своей сокурснице, у них двое детей.
Про отца мы снова услышали неожиданным образом. Мне в соцсетях написал врач одной из больниц моего родного города. У меня указана в скобках девичья фамилия (она довольно редкая) и он по ней нашел меня в контакте. Оказалось, отца разбил инсульт и на этом фоне у него развилась деменция. Отцовская сестра тоже пожилая и сказала, что надо поискать дочь пациента.
На следующий день я перезвонила в больницу, все выяснила. Оказалось, что отец действительно у них. Нужны были подгузники, лекарства. Сказали - приезжайте забирайте. Они пытались оформить его в ПНИ, но там очередь.
И вот я оказалась в странной и неприятнейшей ситуации. Как медик я понимала, что отец очень плох. Брат, уж насколько он добрый, ничего не стал слушать и наотрез отказался помогать. Мама человек верующий, если бы не ее состояние здоровья - у нее очень больные ноги - наверное, стала бы помогать. А я чувствовала, что не хочу ничего делать для этого человека, но с другой стороны, я сама в медицине всю жизнь. И пройти мимо - это было бы неправильным. Пришлось связываться с сестрой отца, на расстоянии решать вопросы.
Оптимальным вариантом я определила частный пансионат. Потому что в ПНИ очередь двигается очень медленно. Но в моем городе нет такого разнообразия, как в Москве. Московский уровень и региональный - это очень большая разница, к сожалению. В нашем городе был один фактически нелегальный дом, куда и стариков брали, и одно крыло сдавали людям без регистрации в России, во дворе постоянно припаркованные такси. Никакой прозрачности, отзывы так себе. Через моих очень хороших знакомых я смогла временно оформить отца в хоспис в соседней области, там есть программа для дементных больных - нас взяли на несколько недель. Я продолжала искать пансионат, понимая, что его некуда выписывать. Насколько я знаю, семьи и детей у отца не было. Но все разрешилось внезапно - отец умер, хотя его состояние было стабилизировано.
Я с ним увиделась один раз, когда его перевозили в хоспис на скорой. Он меня, конечно, не узнал. Он вообще никого и ничего не узнавал.
Похоронами пришлось заниматься мне. Узнала, что отец последние годы почти не выходил из дома. Жил у сестры, в ее квартире, которую той оставили родители.
Эта история всколыхнула горькие чувства. Но, абстрагируясь от нее, я думала часто о том, что делать людям, у которых на руках больной человек, а они, например, должны работать. Получается, что единственный выход - брать уход на себя. Но как, если однокомнатная квартира. Или вот такая семья как у меня в детстве - одна мать без мужа, двое детей, она бы просто не потянула сама ухаживать, если бы ее родители тогда заболели. Она работала как проклятая, чтобы нас вырастить.
Все эти разговоры про то, что родителей в пансионаты отдают плохие дети, они неправильные, потому что выбор должен быть. А в маленьком городке многие бы и рады в такой пансионат пристроить, да нет его. Так что тысячи людей скажут "спасибо", если у них в городе будет выбор таких заведений, и подороже, и поскромнее, чтобы можно было помочь каждому".
Как вы думаете, кто несет ответственность за больных пожилых людей? И распространяется ли эта ответственность на брошенных когда-то ими детей? И уместно ли говорить об обидах, когда человек уже немощен и нуждается в помощи? Интересно узнать Ваше мнение!
Сеть частных пансионатов "Забота и уход" в Подмосковье возьмет на себя уход и реабилитацию пожилых людей, в том числе, уход за пациентами с деменцией и болезнью Альцгеймера. +7 (495) 744-34-61