В 1976-м году братья Рон и Рассел Маэлы, зачем-то сбежавшие из раскрутившей их Британии домой в Америку, и прихватив с собой бренд «Sparks», выпустили очередной свой шедевр в виде альбома «Big Beat». Однако альбом, на который братьями были возложены самые радужные карьерные надежды, внезапно провалился везде – не только в Америке и Европе, но и во всем мире. Оказалось, что виноват продюсер, решивший утяжелить звучание группы. Но только непонятно – почему «Спарксы» не перезаписали такой шикарный, по сути, альбом, чтобы все же воплотить свои надежды в жизнь?
Американский рок-музыкальный дуэт братьев Маэлов под брендом Sparks заблистал только благодаря Европе, которая приняла двух беженцев из-за Атлантики, раскрутила их и сделала популярными во всем мире, кроме самой Америки. Но как только братья вернулись на родину и попытались творить там, их звезда затухла по всей планете, и это было для них Поистине шокирующим событием.
Пришлось «Спарксам» снова перебираться в Европу, где американские неудачники обретаются до сих пор, и хотя былой славы они уже не имеют, тем не менее, в Европе их музыка продается, а в Америке все так же глухо, как и было начиная с 1971 года, с тех пор, как вышел самый первый альбом этого поистине шикарного дуэта.
Да, первый период для музыкальной деятельности братьев Рона и Рассела Маэлов с их проектом Sparks сложился неудачно. Выпустив в США два первых альбома, они не добились известности, и лейбл, не способный тянуть финансово провальный проект, все же не стал отказываться от Sparks окончательно, а послал их на раскрутку в Великобританию. Вот там, наняв английских аккомпанирующих музыкантов, «Спарксы» и расправили крылья, выпустив три прекрасных альбома («Kimono My House», 1974 г., «Propaganda», 1974 г. и «Indiscreet», 1975 г.), которые снимают сливки с тамошних чартов и сегодня.
Правда, последний альбом из этой трилогии не был таким популярным, как первые две пластинки, поэтому братья, решив покреативить, подумали – а не созрела ли американская публика для их музыки? Может быть, немного сменить направление, американизировать звучание, уйти от разноплановости аранжировок, которая погубила, по их мнению, «Indiscreet» в 1975-м?
Подумано – сделано. «Спарксы» переезжают в Америку, сочиняют для нового альбома 10 песен в упрощенных аранжировках, подобных тем, которые принесли им славу в 1974 году, и записывают в Нью-Йорке новый альбом. 11-ю песню «I Like Girls», они извлекли из своих архивов, переделали ее и тоже включили в альбом, который появился в продаже осенью 1976-го (о ней – ниже). Для записи использовали американских музыкантов, но уже не в составе группы, а как наемных аккомпаниаторов.
И тут произошло чудо, но обратного значения. Альбом «Big Beat», на который у «Спарксов» было столько надежд, вдруг провалился везде, где можно, никуда не пролезли и синглы, выпущенные с него. Это была практическая катастрофа, и братья Маэлы оказались на перепутье. Они вообще не понимали, что случилось, и почему такой шедевр так позорно провалился. По инерции они записали в 1977-м году еще один альбом, «Introducing Sparks», но он оказался таким же «счастливым», как и его предшественник.
Я услышал альбом «Big Beat» в середине 80-х годов, после знакомства с альбомами «Propaganda» и «Indiscreet», которые я и сегодня считаю лучшими в дискографии группы. Помню, как один мой кореш-меломан притащил мне этот диск, я его кинул на иглу и записал на магнитофонную ленту. И пока я слушал эту пластинку во время процесса записи, то не переставал удивляться – зачем на такую шикарную музыку наложили такие забойные, совершенно не «спарксовские» барабаны?
Да, барабаны и на самом деле на пластинке были вовсе не «спарксовскими». Да и прочий музыкальный саунд не радовал – гитары и клавишные были куда-то спрятаны, и слышна была только голая мелодия с несравненным вокалом Рассела Маэла. Это гораздо позже я узнал, что музыканты на самом деле сработали прекрасно, однако всё испортил американский продюсер Руперт Холмс, труд которого над альбомом иначе чем вредительством и назвать трудно.
Только странно, если сами «Спарксы» впоследствии так критиковали этого продюсера, почему они не настояли на перезаписи альбома в нормальном режиме? Рон Маэл всегда утверждал, что у него остались старые пленки, которые можно было запросто перемикшировать, тем не менее, новая, улучшенная версия альбома «Big Beat» так и не появилась. А ведь всё можно было исправить по горячим следам!
Ну ладно, я не музыкант и не звукорежиссер, а тем более не шоу-бизнесмен. Но уже в 90-х мне довелось прослушать запись с пиратского диска Sparks «Live Bootleg» 1976 года, где «Спарксы» играли 8 песен с альбома «Big Beat» вживую, и что бы вы думали? Звучат песни прекрасно, как раз в стиле «Спарксов» 1974-75 годов. Правда, концертное выступление было с совсем другими музыкантами, но барабанщик был тот же самый, который записывался и на альбоме - Hilly Michaels, и барабаны его звучали прекрасно, а не как на пластинке «Big Beat».
На видео: концерт Sparks - Live At The Capitol Theatre (27.11.1976 г.), на этой записи - 8 концертных вариантов песен с альбома "Big Beat". Состав концертного варианта группы:
Russell Mael - vocals
Ron Mael - keyboards
Luke Zamperini - guitar, backing vocals
Jimmy McAllister - guitar, backing vocals
David Swanson - bass, backing vocals
Hilly Michaels - drums, percussion
Мало того – позже мне удалось прослушать, вернее, просмотреть на видеофильме, расширенную версию этого боотлега (слово изменено по цензурным соображениям), там, где исполнялись еще и старые хиты «Спарксов» 1974 года. Так вот, песни с альбома «Big Beat» в живом исполнении слушаются не менее убойно, чем песни с предыдущих трех альбомов - и гитары там шумят чисто «по-спарксовски», и барабаны не бьют по голове.
Какой можно сделать вывод?
Вывод можно сделать такой: альбом «Big Beat», по сути, не хуже, чем альбомы «Kimono My House», «Propaganda» или «Indiscreet», и хитов на этом произведении группы тоже хватает, причем хиты эти тоже мирового уровня. А пластинку и на самом деле испортил продюсер Руперт Холмс, который для этой роли вообще не годился. Другое дело, почему альбом не был перезаписан – этот вопрос не ко мне, но думаю, что новая версия как минимум в европейских чартах пошла бы на ура. А так – ни себе, ни людям.
Ну ладно, не будем о плохом, а будем о хорошем. Давайте рассмотрим все песни с этого не состоявшегося шедевра Sparks более подробно. Скажу только, что все композиции придумал Рон Маэл, кстати, специально для записи этого альбома он пересел со своего электропианино с синтезаторной примочкой на настоящий концертный рояль. По задумке клавишника, звучание этого инструмента должно было звучать гораздо более академически, но из-за вредительской деятельности продюсера, звуки рояля если и слышны, то только эпизодически, а так клавишные на альбоме вроде и вообще не планировались.
Состав, с которым альбом записывался:
Ron Mael - keyboards
Russell Mael - vocals
Sal Maida - bass
Jeffrey Salen - guitar
Hilly Boy Michaels - drums
Сторона 1:
1). Big Boy (3:17) «Большой мальчик». Шикарный хит, но для того, чтобы он стал настоящим хитом, без всяких условностей – не хватает клавишных, и прямо по голове бьёт чересчур металлический барабан. А так впечатляют только вокал Рассела Маэла и убойная игра бас-гитариста.
2). I Want to Be Like Everybody Else (2:53) «Я хочу быть как все». Еще один хит в стиле классических «Спарксов», словно взятый с сессий «Кимоно» или «Пропаганды», но когда вступает барабан – вся прелесть песни исчезает. Приходится подкручивать эквалайзер, чтобы убрать этого бомбилу из звукового ряда. Но недостающие клавишные эквалайзером в фонограмму не вставишь – хоть сам играй и накладывай. Задорное соло на гитаре звучит убого, но не из-за гитариста, а, опять-таки, из-за дурацкого продюсера.
3). Nothing to Do (3:05) «Нечего делать». И еще один супер-пупер хит. Каким-то чудом клавишные прорываются наружу, но они снова заглушаются барабанами. Басист порадовал – сыграл шикарно. Позже я узнал, что это Сал Майда – гастрольный бас-гитарист Roxy Music, работавший с этой группой как минимум с 1973 года по 1976 годы. И хотя я Roxy Music не люблю, но группа эта высокого класса, и раз этого Майду там терпели столько времени – это тоже говорит о высоком профессионализме этого музыканта.
4). I Bought the Mississippi River (2:27) «Я купил реку Миссисипи». А это вообще шедевр – один из самых монументальных хитов Sparks за всю их историю. Что тут комментировать – надо слушать!
5). Fill-er-up (2:17) «Наполнить». Шикарный рок-н-ролл, правда, гитара подкачала, вернее, не сама гитара, а ее саундовое воплощение. В концертной версии песня звучит просто убойно, хоть там и гитарист другой, но мы-то не о гитаристах, а о песнях.
6). Everybody's Stupid (3:35) «Все тупые». Отличная «спарксовская» музыкальная шутка, как раз под стать названию. Ее бы перемикшировать – и шикарно смотрелась бы на любом предыдущем альбоме группы.
Сторона 2:
7). Throw Her Away (And Get a New One) (3:38) «Выбрось ее (и возьми новую)». И это тоже прекрасная песня, под стать предыдущей.
8). Confusion (3:21) «Путаница». Шедевр – иначе не сказать. Я слышал эту песню в записи 1975 года, еще со старыми британскими музыкантами, так там она звучит еще более сногсшибательно. Как раз этот предыдущий вариант и звучит на прилагаемом мной ролике.
9). Screwed Up (4:16) «Облажался». Устал я уже писать прекрасные отзывы для песен этого альбома. Все они шикарны, все – хиты. Повторяю – проблема лишь в продюсере.
10). White Women (3:20) «Белые женщины». Шедевр. Шедевр. Шедевр. А продюсер – деремо, но хорошо, что ему не до конца удалось испортить такую шикарную вещь, почти что хит.
11). I Like Girls (2:53) «Я люблю девочек». Это интересная песня, написана и записана была еще в 1973 году, но ни на один альбом до 1976 года не попала, так как братьям Маэлам эта запись не понравилась. Исполнялась только на концертах, а опубликована была в 1991 году на сборнике «The Ultimate Sparks Collection». Эта версия 1973 года представлена на приведенном мной ниже ролике. Есть сведения, что в 1974 году она тоже была записана, но опять-таки была забракована – этот вариант я в Интернете не нашел. Зато для альбома «Big Beat» было записано сразу две версии – с гитаристом Миком Ронсоном, но на альбом вошел вариант с гитаристом Джеффри Саленом, потому что Ронсон почему-то не захотел записывать со «Спарксами» весь альбом. Версия с Ронсоном есть в Интернете, но она почти не отличается от версии, вошедшей на диск, разве что гитары играют более интересно. Братьям Маэлам версия с Ронсоном нравилась гораздо больше, но лейбл решил, что на альбом должна войти финальная версия, чтобы не было путаницы с аккомпанирующим составом.
Остается добавить, что никаких бонусов к альбому «Big Beat» не записывалось. Все бонус-треки, которые шли к переизданию альбома на CD в последующие годы, записывались еще в Европе и предполагались к предыдущему альбому, но так на него и не попали, и в основном не выпускались и на синглах. Именно поэтому их надо рассматривать как дополнение к альбому «Indiscreet», а не «Big Beat».
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О ГРУППЕ SPARKS НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Sparks «Indiscreet», 1975 г. ~ самый шикарный глэм-роковый альбом в эпоху наивысшего расцвета стиля
Sparks «Propaganda» - самый шикарный альбом группы из трёх, вышедших в Англии в 1974-м году
«Sparks». Лучшая глэмовая рок-группа, в которую в 1974-м чуть было не ушел из «Queen» Брайан Мэй
И ЕЩЕ:
Мнение фаната: «Queen» записали всего 3 убойных альбома, а остальное всё – это погоня за длинным рублем
Нина Хаген ~ «мать немецкого панка», лучшая рокерша Европы, Сюзи Куатро до нее не дотягивает