Сэй-Сёнагон оказалась на стороне проигравших. Так уж вышло.
В 993 году, когда будущей писательнице было уже 27 лет, она вошла в свиту молодой императрицы Садако.
И попала в эпицентр противостояния двух братьев из клана Фудзивара. Если коротко, то этот род, весьма и весьма многочисленный, фактически узурпировал власть. Императоры в тот период стали чисто номинальными фигурами. А всевозможные Фудзивары как могли бодались друг с другом за реальную власть.
С исторической подоплёкой разобрались. Ехаем дальше.
Императрица Садако – ставленница Мититака. После смерти этого товарища его брат Митинага (да, с воображением в плане имен там было туго) объявил, что традиционные титулы императрицы – тюгю и кёгё – могут и к разным бабам дамам относиться. И вот после такого умозаключения Митинага женил императора на своей дочери Акико. А в ее свиту, в свою очередь, вошла писательница Мурасаки Сикибу.
Сэй-Сёнагон и Мурасаки Сикибу терпеть не могли друг друга. Но личная это была неприязнь, или причина в том, что дамы находились в разных лагерях, мы уже никогда не узнаем.
Так вот, в 1000 году императрица Садако умерла во время родов. Митинага победил. Сэй-Сёнагон навсегда уехала из дворца.
Как дальше сложилась жизнь писательницы, никто точно не знает. Достоверно известно только то, что кто-то стырил ее «Записки у изголовья» и распространил их. Именно с этого произведения и берет своё начало жанр дзуйхицу.
Ну и будет с вас сухой и скучной академической информации. Давайте читать.
Первая глава – одна из моих любимых. Красиво, поэтично и, в принципе, вполне перекликается с моим восприятием мира.
Поехали!
Весною – рассвет.
Летом – ночь.
Осенью – сумерки.
Зимою – раннее утро.
Вот такое начало у «Записок». Примерно в таком же духе всё дальше и будет. Мне нравится.