Окончание. Предыдущая часть здесь⤵️
Во второй раз Шагал женился в 1952 году. И с Валентиной его тоже познакомила дочка Ида.
(Почему дочь дважды попадала в точку? Словно от матери ей была завещана эта тонкая миссия – уберечь отца хотя бы от внешнего одиночества. Или это сама некогда возлюбленная им Жизнь, не желавшая уступить Шагала смерти, устраивала «счастливые случайности»?)
Валентина (близкие называли ее Вавой) была владелицей лондонского салона моды, на четверть века моложе Шагала, впрочем, тоже не юная, учитывая, что жениху стукнуло уже шестьдесят семь.
Может, биографы правы. А может, слово «любовь» снова залетело в биографию Шагала не вполне по праву? Валентину называют «женщиной с железным характером». Она быстро навела в жизни художника новые порядки. Она энергично противилась его общению с сыном и вообще наложила запрет на все, что касалось его взаимоотношений с Вирджинией (этот «греховный роман… ее просто бесил», и биографы Шагала послушно не затрагивали запретную тему даже после смерти художника, вздохнув свободно только после кончины самой Валентины). Она не могла бы себе позволить как-то проявить ревность к умершей Бэлле, но стала энергично отваживать от дома дочь Шагала. И моментально прибрала к рукам «ценности» – стала распоряжаться картинами. Даже когда отец собирался подарить какую-то из своих работ дочери, Вава неизменно заявляла, что она «уже кому-то обещана»…
Наверное, и самому Шагалу, и ценителям его искусства все же есть за что поклониться этой женщине - так или иначе, а эта ревнивая «муза с железной хваткой» еще долгих двадцать три года не давала художнику захлебнуться одиночеством и оставалась с ним до его последнего часа….
Где же вся правда о нем? А вся правда о них?
Вот Бэлла, «принцесса ювелирного королевства», раскинув руки полетевшая по жизни в объятиях нищего художника. Вот недовольная Вирджиния, считавшая его скупым. Вот деловая Валентина, быстро смекнувшая, как «стянуть одеяло на себя»… Что такое все эти слова и факты якобы «объективной реальности», которой по сути-то и вообще не существует? Правда о любом человеке остается в его бессмертной душе. Правда о большом художнике остается в его бессмертных картинах. Правда еще и в том, что ничего и никого -- ни любовь, ни жизнь -- повторить не удается никому, -- что бы об этом ни пели. Это не под силу даже большому художнику, сумевшему создать свои небеса, открыть новое измерение.
«Казалось бы, Шагал дал простой рецепт для достижения этого измерения , -- писал академик Сарабьянов. -- Заставь человеческую фигуру лететь, переверни дом вверх ногами, вынеси на авансцену предметы, трудно сопоставимые друг с другом, -- и цель достигнута…». Однако никому, кроме Шагала, так и не удалось с успехом воспользоваться этим простеньким ключом -- даже такой крупной и искушенной в искусстве фигуре, как Кандинский.
Когда в 1912 году, достигший пика своей творческой зрелости В. Кандинский «создал свою «Женщину в Москве», построенную на принципах шагаловского абсурда, он потерял ориентацию в фантастическом пространстве и потерпел неудачу, -- отмечает В.Сарабьянов.-- Только Шагалу суждено было сделать убедительным этот путь от быта в новое измерение, из провинциального городка в «мировое пространство». Только его люди умеют летать, только его дома могут стоять перевернутыми, только его корове дано играть на скрипке…»
Среди крупнейших работ Марка Шагала -- роспись фасада Метрополитен-опера в Нью-Йорке и панно для театра во Франкфурте, дизайн стеклянного фасада здания ООН, витраж в фамильной церкви Рокфеллеров, плафон Парижской Гранд Опера и грандиозные серии витражей для храмов и общественных зданий, керамические панно, мозаики и гобелены, которые Шагал создал – по выражению историка его творчества -- «реализовав в ХХ столетии мечту Огюста Родена об «искусстве соборов».
Тем не менее и на закате своей жизни Шагал утверждал: «У меня нет ни одной картины, на которой вы не увидите фрагменты моей Покровской улицы».
И вправду, похоже, что где бы и с кем бы он ни жил – и душа и кисти кружили над витебским захолустьем, над его жизнеутверждающей суетой -- смешной и полусонной, над наивной «защищенностью» детства, над распахнутым окошком юности и неувядающей рябиновой веткой первой любви. Но когда 86-летний Шагал приехал в Советский Союз на открытие своей выставки в Третьяковке и все ожидали, что он обязательно отправится в Витебск, -- художник отказался, объяснил:
«Вы знаете… некоторые воспоминания нельзя ни тревожить, ни обновлять. То, что я увижу, скорее всего окажется для меня чужим. Мне это невыносимо больно…»
Понравилось? Подпишись на наш канал и читай:
Евгения Рузина (с) "Лилит"