Найти в Дзене
Журнал не о платьях

"Где бы и с кем бы он ни жил – его ду­ша и ки­с­ти кру­жи­ли над ви­теб­ским за­хо­лу­сть­ем". Судьба Марка Шагала

Со второй женой Валентиной. Источник фото: marc-chagall.ru
Со второй женой Валентиной. Источник фото: marc-chagall.ru

Окончание. Предыдущая часть здесь⤵️

Во вто­рой раз Ша­гал же­нил­ся в 1952 го­ду. И с Ва­лен­ти­ной его то­же по­з­на­ко­ми­ла до­ч­ка Ида.

(По­че­му дочь два­ж­ды по­па­да­ла в то­ч­ку? Слов­но от ма­те­ри ей бы­ла за­ве­ща­на эта тон­кая мис­сия – убе­речь от­ца хо­тя бы от внеш­не­го оди­но­че­ст­ва. Или это са­ма не­ко­г­да воз­люб­лен­ная им Жизнь, не же­лав­шая ус­ту­пить Ша­га­ла смер­ти, ус­т­ра­и­ва­ла «сча­ст­ли­вые слу­чай­но­сти»?)

Ва­лен­ти­на (бли­з­кие на­зы­ва­ли ее Ва­вой) бы­ла вла­де­ли­цей лон­дон­ско­го са­ло­на мо­ды, на чет­верть ве­ка мо­ло­же Ша­га­ла, впро­чем, то­же не юная, учи­ты­вая, что же­ни­ху сту­к­ну­ло уже ше­сть­де­сят семь.

Мо­жет, био­гра­фы пра­вы. А мо­жет, сло­во «лю­бовь» сно­ва за­ле­те­ло в био­гра­фию Ша­га­ла не впол­не по пра­ву? Ва­лен­ти­ну на­зы­ва­ют «жен­щи­ной с же­лез­ным ха­ра­к­те­ром». Она бы­ст­ро на­ве­ла в жиз­ни ху­до­ж­ни­ка но­вые по­ряд­ки. Она энер­ги­ч­но про­ти­ви­лась его об­ще­нию с сы­ном и во­об­ще на­ло­жи­ла за­прет на все, что ка­са­лось его вза­и­мо­от­но­ше­ний с Вир­д­жи­ни­ей (этот «гре­хов­ный ро­ман… ее про­с­то бе­сил», и био­гра­фы Ша­га­ла по­слуш­но не за­тра­ги­ва­ли за­прет­ную те­му да­же по­с­ле смер­ти ху­до­ж­ни­ка, вздох­нув сво­бод­но толь­ко по­с­ле кон­чи­ны са­мой Ва­лен­ти­ны). Она не мог­ла бы се­бе по­з­во­лить как-то про­явить рев­ность к умер­шей Бэл­ле, но ста­ла энер­ги­ч­но от­ва­жи­вать от до­ма дочь Ша­га­ла. И мо­мен­таль­но при­бра­ла к ру­кам «цен­но­сти» – ста­ла рас­по­ря­жать­ся кар­ти­на­ми. Да­же ко­г­да отец со­би­рал­ся по­да­рить ка­кую-то из сво­их ра­бот до­че­ри, Ва­ва не­из­мен­но за­я­в­ля­ла, что она «уже ко­му-то обе­ща­на»…

С Вавой. Фото: pinme.ru
С Вавой. Фото: pinme.ru

На­вер­ное, и са­мо­му Ша­га­лу, и це­ни­те­лям его ис­кус­ст­ва все же есть за что по­кло­нить­ся этой жен­щи­не - так или ина­че, а эта рев­ни­вая «му­за с же­лез­ной хват­кой» еще дол­гих два­д­цать три го­да не да­ва­ла ху­до­ж­ни­ку за­хлеб­нуть­ся оди­но­че­ст­вом и ос­та­ва­лась с ним до его по­с­лед­не­го ча­са….

Где же вся прав­да о нем? А вся прав­да о них?

Вот Бэл­ла, «прин­цес­са юве­лир­но­го ко­ро­лев­ст­ва», рас­ки­нув ру­ки по­ле­тев­шая по жиз­ни в объ­я­ти­ях ни­ще­го ху­до­ж­ни­ка. Вот не­до­воль­ная Вир­д­жи­ния, счи­тав­шая его ску­пым. Вот де­ло­вая Ва­лен­ти­на, бы­ст­ро сме­к­нув­шая, как «стя­нуть оде­я­ло на се­бя»… Что та­кое все эти сло­ва и фа­к­ты яко­бы «объ­е­к­тив­ной ре­аль­но­сти», ко­то­рой по су­ти-то и во­об­ще не су­ще­ст­ву­ет? Прав­да о лю­бом че­ло­ве­ке ос­та­ет­ся в его бес­смерт­ной ду­ше. Прав­да о боль­шом ху­до­ж­ни­ке ос­та­ет­ся в его бес­смерт­ных кар­ти­нах. Прав­да еще и в том, что ни­че­го и ни­ко­го -- ни лю­бовь, ни жизнь -- по­в­то­рить не уда­ет­ся ни­ко­му, -- что бы об этом ни пе­ли. Это не под си­лу да­же боль­шо­му ху­до­ж­ни­ку, су­мев­ше­му со­з­дать свои не­бе­са, от­крыть но­вое из­ме­ре­ние.

Источник фото: print4you.com.ua
Источник фото: print4you.com.ua

«Ка­за­лось бы, Ша­гал дал про­стой ре­цепт для до­с­ти­же­ния это­го из­ме­ре­ния , -- пи­сал ака­де­мик Са­рабь­я­нов. -- За­ставь че­ло­ве­че­с­кую фи­гу­ру ле­теть, пе­ре­вер­ни дом вверх но­га­ми, вы­не­си на аван­сце­ну пред­ме­ты, тру­д­но со­по­с­та­ви­мые друг с дру­гом, -- и цель до­с­тиг­ну­та…». Од­на­ко ни­ко­му, кро­ме Ша­га­ла, так и не уда­лось с ус­пе­хом вос­поль­зо­вать­ся этим про­стень­ким клю­чом -- да­же та­кой круп­ной и ис­ку­шен­ной в ис­кус­ст­ве фи­гу­ре, как Кан­дин­ский.

Василий Кандинский "Женщина в Москве". Источник фото: wassilykandinsky.ru
Василий Кандинский "Женщина в Москве". Источник фото: wassilykandinsky.ru

Ко­г­да в 1912 го­ду, до­с­тиг­ший пи­ка сво­ей твор­че­с­кой зре­ло­сти В. Кан­дин­ский «со­з­дал свою «Жен­щи­ну в Мо­с­к­ве», по­стро­ен­ную на прин­ци­пах ша­га­лов­ско­го аб­сур­да, он по­те­рял ори­ен­та­цию в фан­та­сти­че­с­ком про­стран­с­т­ве и по­тер­пел не­уда­чу, -- от­ме­ча­ет В.Са­рабь­я­нов.-- Толь­ко Ша­га­лу су­ж­де­но бы­ло сде­лать убе­ди­тель­ным этот путь от бы­та в но­вое из­ме­ре­ние, из про­вин­ци­аль­но­го го­род­ка в «ми­ро­вое про­стран­с­т­во». Толь­ко его лю­ди уме­ют ле­тать, толь­ко его до­ма мо­гут сто­ять пе­ре­вер­ну­ты­ми, толь­ко его ко­ро­ве да­но иг­рать на скрип­ке…»

Источник фото: print4you.com.ua
Источник фото: print4you.com.ua

Сре­ди круп­ней­ших ра­бот Мар­ка Ша­га­ла -- ро­с­пись фа­са­да Ме­т­ро­по­ли­тен-опе­ра в Нью-Йор­ке и пан­но для те­а­т­ра во Фран­к­фур­те, ди­зайн сте­к­лян­но­го фа­са­да зда­ния ООН, ви­т­раж в фа­миль­ной цер­к­ви Рок­фел­ле­ров, пла­фон Па­риж­ской Гранд Опе­ра и гран­ди­оз­ные се­рии ви­т­ра­жей для хра­мов и об­ще­ст­вен­ных зда­ний, ке­ра­ми­че­с­кие пан­но, мо­за­и­ки и го­бе­ле­ны, ко­то­рые Ша­гал со­з­дал – по вы­ра­же­нию ис­то­ри­ка его твор­че­ст­ва -- «ре­а­ли­зо­вав в ХХ сто­ле­тии меч­ту Огю­ста Ро­де­на об «ис­кус­ст­ве со­бо­ров».

Тем не ме­нее и на за­ка­те сво­ей жиз­ни Ша­гал ут­вер­ждал: «У ме­ня нет ни од­ной кар­ти­ны, на ко­то­рой вы не уви­ди­те фраг­мен­ты мо­ей По­кров­ской ули­цы».

"Над Витебском". Источник фото: print4you.com.ua
"Над Витебском". Источник фото: print4you.com.ua

И вправ­ду, по­хо­же, что где бы и с кем бы он ни жил – и ду­ша и ки­с­ти кру­жи­ли над ви­теб­ским за­хо­лу­сть­ем, над его жиз­не­ут­вер­жда­ю­щей су­е­той -- смеш­ной и по­лу­сон­ной, над на­ив­ной «за­щи­щен­но­стью» дет­ст­ва, над рас­па­х­ну­тым окош­ком юно­сти и не­увя­да­ю­щей ря­би­но­вой вет­кой пер­вой люб­ви. Но ко­г­да 86-­лет­ний Ша­гал при­е­хал в Со­вет­ский Со­юз на от­кры­тие сво­ей вы­став­ки в Треть­я­ков­ке и все ожи­да­ли, что он обя­за­тель­но от­пра­вит­ся в Ви­тебск, -- ху­до­ж­ник от­ка­зал­ся, объ­я­с­нил:

«Вы зна­е­те… не­ко­то­рые вос­по­ми­на­ния нель­зя ни тре­во­жить, ни об­но­в­лять. То, что я уви­жу, ско­рее все­го ока­жет­ся для ме­ня чу­жим. Мне это не­вы­но­си­мо боль­но…»

Понравилось? Подпишись на наш канал и читай:

Ев­ге­ния Ру­зи­на (с) "Лилит"