Кто она, самая продаваемая русская художница?
Начало ЗДЕСЬ
Авангардист Ларионов задавал тон в среде московских художников. С его подачи Наталья увлеклась импрессионистами, изучала Ван Гога и Гогена, искала свой стиль. На лето они уезжали на этюды – принципиально порознь. Писали друг другу почти каждый день. Из-за проблем со здоровьем в 1903 году Наталья надолго уехала в Крым. Привезла с юга солнечные, полные света акварели и пастели. Их охотно покупали, даже Савва Морозов взял кое-что для своей коллекции. Академию она так и не закончила – решила во всем разбираться сама. И нырнула в новые течения – футуризм, кубизм. Футуристы воспевали урбанизацию, технику, пытались показать звуки средствами живописи, и Наталья пишет динамичные, полные энергии работы. Потом ее захватил примитивизм: традиции русского лубка, иконы, языческой символики. Ее «крестьянские» картины очень теплые, душевные – ведь это ее детство. И вдруг – совсем иное: лучизм, созданный Ларионовым, одна из первых форм абстракционизма, когда рисуют не сами предметы, а их отражения – цветовые потоки света. Наталья пишет серию красочных, ярких «Павлинов», соединяет несоединимое: древнеегипетское искусство, русскую народную игрушку, иконопись…
Необычная энергетика, напор, желто-красные оттенки – от этих картин просто бьет потоками света. Одна из «лучистых» картин, «Цветы», уйдет в 2008 году на аукционе «Кристи» за 5,52 млн фунтов…
В итоге Наталья провозгласила «всечество» – свободу писать что угодно и как угодно, не следуя одному стилю. Она рисует городские улицы в пастельных тонах и яркие натюрморты, четкие фигуры и абстракции. Резкие контрасты, ломаные дерзкие линии, броские, смелые, насыщенные цвета.
Странные религиозные сюжеты, где ангелы мечут камни на города, а сцены из Апокалипсиса поражают мистической силой.
Вместе с Ларионовым она создает неопримитивизм: органичный сплав фольклора, европейского авангарда, русского лубка, иконописи. На знаменитой картине Гончаровой «Автопортрет с желтыми лилиями» черты лица упрощенные, грубоватые, на фоне белоснежной блузы – взрыв ярко-рыжих лилий, горящих в руках как факел, как символ внутреннего огня.
Мощь ее работ потрясала, критик Бенуа назвал ее «Скифской жрицей». Редкий мужчина-художник приносил в живопись такие сильные эмоции и образы. Возможно, без ее картины «Пустота» никогда бы Малевич не написал свой «Черный квадрат».
Ослы современности
Гончарова трудоголик: полотна, панно, открытки, скульптура, рисунки к книгам футуристов, коллажи... Но она не затворница, боже упаси! Выставки проходят бурно, Ларионов личность увлекающаяся, кипящая, он верит, что художник может изменить мир. Наталья рядом с ним – во всех скандальных выходках. В 1910 году они создают группу «Бубновый валет», куда входят Малевич, Кандинский, известные поэты, художники. Их авангардистские картины шокируют, но Ларионов еще и масла в огонь подливает – то провокационное интервью, то манифест футуристов в газете, то споры на улицах, переходящие в драки.
На диспутах в Политехническом музее порядок наводит конная полиция. Первую выставку Гончаровой в 1910 году закрывают через день: Наталью обвиняют в пopнoгpaфии.
Обнаженная натура на полотнах женщины – это немыслимо!
Потом новые скандалы: запрет картины «Бог плодородия» из-за «анатомических подробностей мужского пола», протест церкви против цикла «Евангелисты». В ответ возникает группа еще круче – «Ослиный хвост».
«Публика думает, что мы пишем ослиным хвостом, так пусть мы будем для нее ослиным хвостом», – говорит Ларионов.
Он объявил новую моду, и футуристы высыпали на улицы в мешках, с одним усом и золотыми нитями в волосах, разрисовав лица слонами, ангелами и розами. С ними Гончарова с синим татуированным лицом, в странных прямых длинных рубашках, черно-белых или сине-оранжевых.
Она снялась в фильме «Драма в кабаре футуристов № 13». Сохранился единственный кадр: полуобнаженная Наталья на руках у Ларионова. Когда «Ослиный хвост» объявляет акцию «боди-арта», от девушек нет отбоя. Еще бы, полная свобода духа и тела! В зале творится невероятное, художники рисуют узоры на голых плечах и груди женщин, Гончарова и Ларионов, стоя на столе, выкрикивают призывы. Им бешено хлопают. «Господа, вы ослы современности!» – кричит Ларионов.
Для внешне столь сдержанной девушки у Натальи горячий темперамент.
Кто-то называет ее "мадам Ларионовой" – и сразу получает публичную пощечину. Она не Ларионова – она знает себе цену!
В Москве начался культ Гончаровой. Критик писал:
«Гончаровой нынче кланяется вся московская и петербургская молодежь… ей подражают не только как художнику, но и внешне».
Девушки копируют ее манеру одеваться, рисуют на лицах узоры и цветы, солидные дамы ездят в санях с нарисованными на лбу клинками крест-накрест вместо вуалеток. Обыватели в шоке.
Продолжение ЗДЕСЬ, подпишись на наш канал!Алла Горбач (с) "Лилит" Источник иллюстраций: bl-school.com