Найти тему
Равновесие

Психолог помог, или ребенок перерос проблему?

Как понять, что изменения - это именно результат работы с психологом, а не просто ребенок перерос или какие-то другие причины?

Источник: Pinterest
Источник: Pinterest

В легких случаях, не подразумевающих диагнозов по психоневрологическому профилю, первое, что заставляет думать в пользу работы с психологом - время.

Первые результаты видны через пару-тройку месяцев регулярных встреч. Хотя никто и никогда родителю не скажет, сколько точно нужно времени для устойчивого результата - психотерапия штука долгая и непредсказуемая!

В классической недирективной игровой терапии центрированной на ребенке терапевт мыслит 10-недельными промежутками. Это как раз 2,5 месяца - достаточное время для того, чтобы были видны первые результаты работы. И это совершенно точно недостаточное время для "перерос", даже если мы говорим о совсем маленьком ребенке трех-четырех лет, который развивается быстро и скачками.

Бывает и так, что действительно вмешиваются внешние факторы! Психолог не работает со сферическим конем в вакууме, и даже не работает с отдельным ребенком - работа идет с семьей, внутри (и снаружи) которой есть очень много разных вводных и нюансов. Например, ребенок после начала терапии меняет школу или родители перестают шлепать ребенка, и тогда "чудо" происходит быстрее, так как из условий задачки убрали что-то "разрушающее" психику. Кстати, опытный психолог всегда прямо скажет, какие "условия задачки" будут мешать достижению желаемого результата (хотя, скажем честно, бывает и так, что семья умалчивает о каких-то нюансах как о "несущественных").

В случаях, когда мы имеем дело с психиатрией, все, конечно, становится совсем непросто. Такие случаи требуют долгосрочной поддержки ребенка (и семьи). И, конечно, когда прошло 2-3 года терапии и коррекции, у родителей бывает соблазн обесценить работу психологов и других специалистов - лучше стало, потому что ребенок просто вырос и "перерос". И тут каждый в работе опирается на что-то свое, я, как правило, делаю подробные заметки, отмечая важные изменения, связывая то, что происходит в кабинете с тем, что происходит во внешней жизни (тут в помощь родительские встречи). Если уметь наблюдать и анализировать происходящее, всегда можно точно по каждому кейсу сказать - была ли это "бытовая магия", или четкое и понятное "у меня все ходы записаны".

Поэтому совет тут один: на родительские встречи приходите подготовленными, задавайте вопросы психологу своего ребенка, больше рассказывайте о том, что происходит с ребенком и совместно обсуждайте ход работы.