Найти тему
Записки не краеведа

Азовский кулак

В Азове прочно засел кулак. Он держит в своих руках не только обывателей города, но и окрестное сельское население. Захватив все выдающиеся выборные должности и стянув к себе, благодаря капиталу, все арендные земли, кулак главенствует в городе, верша по своему городские дела, и распоряжается в деревне, население которой находится у кулака в экономическом рабстве.

Здешний кулак имеет три разновидности: кулак-хлебник, кулак-земельный барышник и кулак-торговец сельскохозяйственными орудиями и рыболовными снастями и принадлежностями.

Первый тип кулака, держа в своих руках хлебную приёмку и погрузку, ссужает деньгами окрестное сельское население и даёт заработки большей части населения Азова, занимающегося драгильством, решетовкой и провеиванием зерна, ноской хлеба, починкой чувалов и подачей зерна в решета и на баржи.
Нуждающееся в кредите на наём земли, уборку и молотьбу хлеба, местное население получает этот кредит только у кулака-хлебника.
Выдача кредита обставляется драконовскими условиями: в виду воспрещения законом о ростовщичестве взимания более 12 % годовых, векселедатель выдаёт кредитору двойной срочный вексель, который в случае надобности, переделывается в таковой же бессрочный, причём обязуется: продавать хлеб только кредитору по ценам, которые назначит последний в день приёмки, обязательно доставить к известному сроку кредитору тот хлеб, который ему понадобится, и уплатить по векселю непременно из первой же партии продаваемого хлеба.
Если к этим условиям прибавить обмеривания и обвешивания, практикуемые при приёмке хлеба, взыскание при расчёте по векселю произвольных процентов и другие уловки хлебных приёмщиков для обмана простодушных должников, то станет очевидным, что кредит кулака-хлебника является гнётом для хлебопашца-производителя.
У каждого кулака-хлебника имеется стая сподручников: конторщиков, приказчиков, маклеров, весовщиков и т. п., которые, являясь сподвижниками хозяина в кулаческих приёмах, со своей стороны, эксплуатируют и давят. Никакие жалобы обижаемых не достигают цели: хозяин горой стоит за своих сподручных, являющихся в большинстве случаев его родственниками.
Эти сподручники насаждают в среде работающей в хлебных конторах молодёжи разнузданность и разврат, доходящие до крайних пределов.
Особенно разврат царит в греческих хлебных конторах, так как многочисленные родственники и земляки хозяина, являющиеся из Греции полуголыми, быстро оперяются здесь и, пользуясь безнаказанностью, предъявляют к работающей в конторах молодёжи требования своей похотливой южной натуры.
Разврат, царящий в хлебных конторах настолько велик, что каждую мерочницу, чувальщицу и, вообще, девицу, работающую в конторе у нас окрещивают кличкой публичной девки…

Кулак-земельный барышник эксплуатирует хлебопашца-азовца и окрестного крестьянина.
Операции этого кулака распространены на десятки вёрст вокруг Азова.
Скупая с торгов большими партиями общественные земли – азовскую, елизаветинскую и гниловскую, кулаки раздают эти земли подесятинно и мелкими партиями мелкому хлебопашцу, наживая огромные деньги.
Отсутствие общинности в среде наших мелких хлебопашцев, лишает их возможности брать земли из первых рук – с торгов. С торгов сдаются только участки в 100 и более десятин, а мелкому хлебопашцу нужен бывает максимум десяток-другой десятин; следовательно, взять нужную землю с торгов мелкий хлебопашец не может. Все земли с торгов поступают во владение земельных барышников, которые уже по произвольным ценам сдают их мелким хлебопашцам.
На этих операциях земельные барышники наживают на рубль несколько рублей.
Практикуется и такой способ сдачи земель барышниками.
Взятую с торгов землю барышник сдаёт хлебопашцу, ″в скопщину″ с полосы, то есть барышник даёт только землю, а хлебопашец обязывается: вспахать её, засеять семенами, заволочить, скосить хлеб, свезти его на ток, обмолотить и отдать половину собранного зерна барышнику.
Для наглядности выгод барышника от такой операции, - приведём небольшую табличку.
Возьмём одну десятину земли и положим затраты на неё в средней сумме.
Барышник тратит на эту десятину только арендную цену в 8 рублей.
Хлебопашец затрачивает:
на пахоту – 5 рублей
посев – 6 рублей
волочинку – 2 рубля
косовицу – 7 рублей
возку – 3 рубля
молотьбу – 6 рублей
Итого – 29 рублей.
При урожае гарновки в 10 четвертей (выше среднего) барышник и хлебопашец получают по 5 четвертей, стоимостью каждая в 8 рублей.
Выходит, что барышник, не затрачивая никакого труда, получает на 8 рублей – 40, или наживает на 1 рубль 4 рубля, а хлебопашец, вкладывая в землю египетский труд, зарабатывает на рубль всего 72 копейки.
При урожае в 4 четверти (ниже среднего) барышник зарабатывает почти рубль на рубль, а хлебопашец терпит только убытки.
Сдача земель ″в скопщину″ практикуется барышниками гораздо чаще, чем сдача за деньги.
Сказанного думаем, достаточно для того, чтобы понять всю силу экономического гнёта на население кулаков-барышников.
Земельное барышничество – крупное зло, на которое следует обратить серьёзное внимание.
Уничтожить это зло можно только безусловным воспрещением сдачи земель с торгов крупными партиями. Только при раздаче земель с торгов подесятинно явится для мелкого хлебопашца возможность получать землю из первых рук и работать только на себя.
При этом хлебопашцу должны быть даны и льготные рассрочки в платежах аренды.
Общества, сдающие землю, от этого ничего не потеряют, а экономическое благосостояние мелкого посевщика будет обеспечено, так как всё, что теперь идёт барышнику, пойдёт тогда в хозяйство работника-производителя.

Кулак-торговец сельскохозяйственными машинами и орудиями и рыболовными снастями ведёт те же операции среди сельского и рыбацкого населения побережья Дона, что и кулак-хлебник: те же двойные векселя, те же обязательства со стороны векселедателя.
Но есть в операциях этого типа кулака и особенность.
Продавая потребителю сельскохозяйственную машину или орудия или рыболовную принадлежность, по так называемой прокатной расписке, кулак-торговец берёт с покупателя задаток, приблизительно в треть стоимости отпущенной вещи, рассрочивая остальную сумму на несколько месяцев или лет.
Если покупатель вовремя не внесёт хотя бы даже последнего взноса, то отпущенная вещь отбирается кулаком, причём, задаток и все погашенные взносы пропадают. Случается, например, что у купившего на таких условиях вещь, стоимостью в 100 рублей, последняя отбирается при недоплате всего каких-нибудь 10-15 рублей; покупатель лишается, таким образом, и вещи и внесённых за неё 90-85 рублей.

Операции засевшего в Азове кулака обширны и прибыльны. Азовский кулак благодушествует.
Нужны энергичные и безотлагательные меры борьбы с азовским кулаком, так как – он крупное зло для местного населения, зло пустившее глубокие корни и с каждым годом непомерно растущее.

Газета «Донская речь» № 158 от 18 июня 1903 года.

Навигатор Ростовский округ