Размышления о фильме «Реинкарнация» (“Hereditary”, directed by Ari Aster, 2018).
Атмосферный, мистический, даже медитативный фильм с элементами ужасов, где количество отсоединённых голов чуть больше обычного, история о тяжёлом наследстве, которое давит на новое поколение не только через ухудшенное психологическое состояние, но и через влияние потусторонних сил, которые весьма активны в получении своей награды, жажде получить живую плоть.
Это дебютный полнометражный фильм сценариста и режиссёра Ари Астера, для меня он второй по списку после его творения «Солнцестояние» (2019). Нельзя не заметить наличие уникального почерка, что весьма радует. Однако есть и сходство по стилю передачи визуальной информации с творчеством тоже сценариста и режиссёра С. Крэйга Залера, который создаёт продолжительные, атмосферные фильмы.
За последние годы появилось несколько режиссёров, к творчеству которых нужно присматриваться, но я хочу выделить эти имена - Ари Астер, С. Крэйг Залер и Али Аббаси. Их сказки глубоко зацепили моё сердце, а фильм «Шелли» (2016) по мрачности может затмить самого Джеймса Вана и его дилогию «Заклятие» (2013) и «Заклятие 2» (2016). В фильме «Реинкарнация» рассказывается, помимо всего прочего, и о предупреждающих знаках судьбы, словно весь мир пропитан этими указателями, и особо чувствительный человек может их замечать, анализировать и следовать, чтобы земная дорожка была более ровной.
Мне понравилось, как режиссёр расставляет подсказки, конечно, в большей части для зрителя, потому как главным персонажам нет времени всё это расшифровывать. Беспокойство мамы о том, что у дочки может быть аллергия на орехи; удар птицы об оконное стекло; лекция на уроке античной литературы про Геракла и знаки; девочка отрезает голову голубю; "я хочу к бабушке", кричит девочка; автомобиль проезжает мимо столба, и задержка на несколько секунд, акцентируя внимание на столбе. И вся эта цепочка приводит к определённому результату.
Ещё заметил, что у Ари Астера есть свой элемент, который он использует для нагнетания тревожного состояния у зрителя. Традиционно в фильмах ужасов использовался надрывный детский плач, чтобы внести в сердце зрителя беспокойство, показать, что происходит нечто плохое, или ожидать, что произойдёт плохое. Ари Астер использует истеричный женский плач, рыдания, разрывающие душу, и это весьма продолжительные сцены. Дикие истошные женские вопли, завывания. Ничего подобного я не встречал до знакомства со сказками Астера.
История начинается, когда умирает 78-летняя женщина, Эллен Тэйпер Ли, мать главной героини, Энни Ли.
По характеру Эллен была скрытной, нелюдимой, жёсткой, иной раз с проявлениями ярости, неуправляемости, особенно, если кто-то пытался узнать, чем она занимается. В иных случаях, она была мягкой и доброй. Сие есть признак наличия психического расстройства, я сказал бы, что паранойи, но какое именно, в фильме не говорится, только лишь упоминается, что последние годы Эллен пребывала в состоянии деменции. Больше всего к бабушке была привязана внучка по имени Чарли.
Она постигала от бабушки тайные науки, которые делали её такой же нелюдимой, она боялась заводить знакомства с одноклассниками, в миру была замкнутой, вела себя как отшельник. Внешне не следила за собой, нечёсаные грязные спутанные волосы, лицо неумытое, мешковатая нелепая одежда, даже грязная, Чарли могла лечь спать прям в одежде, носках и ботинках. Что удивительно, ибо у неё были вполне состоятельные родители. Мать целый день сидела дома, работала в мастерской, создавая миниатюры: кукольные домики, полный детализированный мир, исполняла заказы для галереи. Отец уезжал на работу утром, возвращался вечером, всегда в костюме, по профессии психиатр.
Был ещё Питер, старший сын Энни Ли, мальчик тоже отстранён, словно чужой в доме, постоянно употребляет всякого рода наркотики, мечтает об однокласснице, но она не мечтает о нём, ибо слишком уж Питер странный.
Возможно, разгадка в поведении семьи таится в прошлом, в наследии, которое влачит за собой Энни Ли. Испытывая депрессивное состояние после смерти матери, это ещё усугублялось тем, что Энни начала видеть призрак матери и странно открывающиеся двери в её комнату, пошла в группу поддержки, где собираются те, кто так или иначе утратили каких-либо близких людей, дабы поплакаться тем, кто могут понять. И здесь Энни рассказала о своей сумасшедшей матери, а так же о своём младшем брате, у которого была шизофрения, он в 16 лет убил себя, оставив записку, что в его тело Эллен Ли пыталась вживить каких-то людей. Отец Энни пребывал всю жизнь в состоянии маниакально-депрессивного психоза, так и умер. Сама же Энни страдала лунатизмом, и имела медиумные способности. Могла во сне совершить какие-то насильственные действия, о чём после пробуждения совершенно не помнила.
И вот такая семья с тяжёлой психической наследственностью пытается строить счастье после смерти бабушки. Однако не всё получается. Как-то раз Питера пригласили на вечеринку. Мать настояла на том, чтобы он взял с собой младшую сестру. Ему почти взрослому мальчику тащить за собой сестру было не в радость, ведь на вечеринке он мог покурить, а может и трахнуть одноклассницу. Но, пришлось. И вот, когда у него только начала формироваться дорожка к молодёжному счастью, пришла Чарли и сказала, что не может дышать. Перед этим она скушала кусочек торта, в котором, как я понял, были орехи, и у неё пошла аллергическая реакция. Питер стремительно повёз сестру в больницу, и ехать надо было по тёмной дороге далеко, ибо все они жили за городом. В приступе отчаяния Чарли открывает окно, дабы вдохнуть воздуха, даже вылезает частью тела наружу. Питер ехал с огромной скоростью, как увидел на дороге мёртвое животное, да и времени оценить, что это, не было, только реакция была быстрой, свернул в сторону, сделал петлю, и так удачно, что Чарли на скорости 80 км\ч ударилась головой об столб. В итоге, голова осталась на дороге, а Питер в абсолютно подавленном состоянии приехал домой и лёг спать.
Утром дом огласили вопли Энни, которая обнаружила обезглавленное тело дочери. За этой бодрой сценой началась классическая семейная драма, где все грустят и пытаются найти способ трансформировать страдания в радость. Не очень-то и получается, что неминуемо приводит к скандалам.
Пребывая в жутком эмоциональном состоянии Энни знакомится с Джоан, которая говорит, что была в группе поддержки, и интересуется, почему Энни больше не приходит. Так они подружились, поделились горестными историями. А через некоторое время Джоан вышла с Энни на контакт и рассказала, что она познакомилась с медиумом, который научил её вызывать духов умерших, и что сеанс прошёл успешно, и теперь она регулярно беседует со своим мёртвым внуком.
И показала Энни, как это происходит, дабы она научилась и повторила: ведь так здорово вызвать дух умершей дочери и немного побеседовать.
Отчаявшаяся мать решила повторить обряд в своём доме и вызвать дух Чарли. Только нужно было условие, чтобы вся семья принимала участие. Чтобы обряд прошёл успешно, Джоан дала Энни листочек с заклинанием. Всё было сделано, как никогда лучше. Обряд проведён, напугал участников реалистичностью явления иных сил. Только после этого начались у Питера кошмары, его стали преследовать видения, сны, его телом начали управлять. Стивен испугался за сына, ибо начал думать, что это Энни опять принялась за старое, лунатизм и всякого рода безумие, ведь однажды её поймали за тем, что она хотела во сне сжечь своих детей, уж облила их горючим веществом, только спичку поджечь. Однако мозг психиатра не смог различить спонтанное безумие от контролируемого безумия. За что Стивен и заплатил жизнью. Обстоятельства указывали на то, что и Энни была жертвой. Всему виной - бабушка, мать Энни. Она была не вполне безумна при жизни, как он ней думали многие, ибо была руководительницей колдовской секты, участники которой пытались вызвать одного из восьми королей ада. Проблема в том, что король мужского пола, и ему нужна плоть мужская, чтобы проявить власть.
Чарли всю свою жизнь страдала от того, что она девочка. Ибо это бабушка ей рассказывала, что "они ждали мальчика", а родилась девочка. Бабушка контролировала Чарли, беспокоилась, и даже запрещала матери говорить с ней. Оберегала, конечно же, своё достояние. Кто это "они", Энни узнает в самом финале, когда будет поздно, ибо адские силы полностью завладеют всем вокруг и каждым, и будут манипулировать событиями до самого получения своей награды. Финальная часть пойдёт по классическому сценарию для подобных фильмов ужасов, когда ничего сделать нельзя, противостояние бессмысленно, и объект охоты сам приходит к охотнику, дабы отдать свою плоть.
Как я понял, колдуны смогли вживить одного из восьми королей ада в плоть Чарли, однако он не мог проявить свою силу в полной мере, ибо женское естество блокировало его возможности. Потому всё было сделано так, чтобы умертвить девочку и перенести энергию души Чарли в плоть Питера, и во время этого процесса перенести туда же адского короля. Когда миссия была выполнена, то душа Чарли могла уйти, оставив Того, Кого ждали заинтересованные граждане: "Сделай нас успешными и богатыми, подчини людей нашей воле так же, как мы подчиняемся тебе".
Друзья! Подписывайтесь на наш канал!
Автор: Азарин Сергей