В конце февраля на юго-востоке Нигерии произошла серия нападений боевиков на полицейские участки. Атаки осуществляли боевики сепаратистской группировки «Коренные жители Биафры» (IPOB), что заставило мир вспомнить о кровавой гражданской войне, разразившейся в этой части Нигерии в 1967-70 гг.
Биафра – это название залива Атлантического океана, на берегах которого располагалось непризнанное государство, получившее название в его честь. Сейчас о той войне вспоминают мало, но тогда кровопролитие на Юго-Востоке Нигерии потрясло мир. Около 3 млн. человек, в основном представителей народа игбо, провозгласившего независимость Биафры, погибли или умерли от голода и лишений, вызванных войной.
Отделение Биафры от Нигерии и последовавшая за этим гражданская война было результатом межэтнических и межрелигиозных конфликтов в Нигерии – бывшей британской колонии, получившей независимость в 1960 г. Север Нигерии населяли фулани (фульбе) – полукочевники-мусульмане, и подчинённые им земледельцы-хауса, тоже мусульмане. На Юго-Востоке жили земледельцы-игбо, частично христианизированные британскими миссионерами, частично сохранявшие языческие верования. Если фульбе считали себя потомками арабизированных берберов-мусульман, то верхушка игбо возводила историю своего народа к группе евреев, бежавших из Египта ещё во времена Византии. Хотя большинство игбо не исповедует иудаизм, в целом народ признаёт свои еврейские корни, хотя легенда о его происхождении очень сомнительна. Она могла понадобиться элите игбо для противопоставления мусульманам, тем более, что в Африке происхождение от «богоизбранного народа» считается благородным (недаром императоры Эфиопии возводили родословную к царю Соломону, а руандийские тутси гордятся тем, что они – якобы потомки евреев, мигрировавших в район Великих Озёр).
Если фулани управлялись эмирами, города-государства йоруба и хауса – самовластными монархами, то игбо, хотя и имели аристократию, объединялись в общины с демократически избираемыми вождями и советами старейшин. Одно это сильно отличало игбо от соседей, будь то мусульмане, христиане или язычники.
В 1804 г. шейх фулани Осман дан Фодио объявил себя халифом, и начал джихад против «неверных» - африканцев, не исповедующих ислам. За несколько лет он покорил долину Нигера и создал халифат Сокото. Игбо, проживавшие в нескольких небольших княжествах и множестве самоуправляющихся деревень, отстояли свою независимость, но пролитая кровь сделала их вечными врагами фулани.
В конце XIX века англичане заключили договоры с городами-государствами и свободными общинами, и военной силой покорили эмираты - наследники халифата Сокото в нижнем течении Нигера, превратив огромную территорию в колонию под названием Нигерия.
Колонизаторы сохранили традиционное управление территориями: эмиры и князья стали получать британские пенсии, а управляли за них представители Лондона. Частично христианизированные игбо, самоуправление которых напоминала европейское, стали опорой британцев: большинство нигерийских чиновников были выходцами из этого народа. Соответственно, игбо доминировали и в бизнесе, и в образовании. К примеру, если на Севере, где живут фулани и хауса, в 1960 г. грамотных было только 2%, в Восточной провинции, населённой игбо – 20%.
После провозглашения независимости Нигерии представители других народов, в первую очередь фулани, попытались покончить с доминированием игбо – произошли взаимные погромы и нападения кочевников-фулани на деревни игбо. В 1967 г. игбо заявили о выходе из состава Нигерии, и провозгласили Республику Биафра. По конституции Нигерии провинции имели право выхода из состава федерации, но в Биафре были сосредоточены основные запасы нефти, и президент Якубу Говон (мусульманин, относившийся к небольшому народу ангас, близкому к фулани), ответил на отделение началом войны.
О Республике Биафра и кровавой войне, покончившей с ней, написано много. Стоит лишь отметить, что у 13-миллионной Биафры не было шансов справиться с 55-миллионной Нигерией, которой к тому же помогали Великобритания, США и, как ни удивительно, СССР. Биафре пытались помочь Франция, Китай, Португалия, ЮАР и Израиль, но Нигерия организовала эффективную блокаду непризнанного государства с суши и с моря: Биафра не могла экспортировать свою нефть.
В Биафре начался голод, не хватало оружия и боеприпасов. Несмотря на отчаянное сопротивление и отдельные успехи, армия Биафры была разгромлена, и в январе 1970 г. её остатки капитулировали.
В 1972 г. нигерийские власти амнистировали лидеров Биафры, и на бывшей мятежной территории почти три десятилетия было спокойно. Однако ситуация постепенно накалялась. Нефтяные доходы разворовывались либо тратились неэффективно, коррупция и кумовство порождали неэффективность властей. А население стремительно росло: с 1960 г. оно выросло с 60 до 186 млн. в 2016-м, а к 2022-му – до 214 млн.! Земли не хватало, на Севере наступала пустыня, а вместе с ней – кочевники-фулани, вспомнившие джихад XIX века. Обнищание вкупе с перенаселённостью провоцировали поиски народами страны исторических корней. Для фулани это был джихад и порабощение «неверных» - и отряды фулани, но уже не с мушкетами, а с «калашниковыми», начали нападения на земледельцев, в т.ч. игбо. А те, в свою очередь, вспомнили времена Биафры, а некоторые – и свои мифические еврейские корни.
В 1999 г. в городах Восточной провинции начались митинги с требованием отделения от Нигерии и восстановления Республики Биафра. Полиция ответила репрессиями, и протестующие объединились в Движение за создание суверенного государства Биафра (МАССОБ).
В 2002 г. на Севере Нигерии ультрарадикальные мусульманские группировки объединились в движение «Боко харам» («Западное образование – грех»), начавшее религиозную войну против христиан и язычников. «Боко харам» - это неграмотная молодёжь из числа фулани и хауса, самые настоящие дикари, считающие грехом, например, утверждение о том, что Земля круглая и вращается вокруг Солнца. Боевики сжигают христианские храмы, захватывают сёла и небольшие города; их «фирменным знаком» стали массовые захваты школьниц, которых держат в сексуальном рабстве. За два десятилетия армия не смогла уничтожить группировку: наоборот, её силы растут, распространяясь на соседние с Нигерией Камерун, Чад и Нигер.
После прихода к власти в 2015 г. Мухаммаду Бухари (фулани), у нигерийских христиан появились подозрения, что президент не очень стремится к разгрому «Боко харам», и сепаратистские настроения на Юго-Востоке усилились. Ещё до победы Бухари на выборах параллельно с МАССОБ активисты-игбо сформировали более устойчивую сепаратистскую структуру – «Коренное население Биафры» (IPOB), во главе которой встал Ннамди Кану. Этот представитель аристократии в 2009 г. организовал в Лондоне вещание «Радио Биафры», бичевавшее коррупцию и дискриминацию игбо, и требовавшее воссоздания независимого государства на Юго-Востоке Нигерии. В сентябре 2015 г. Кану выступил на Всемирном конгрессе игбо в Лос-Анджелесе, где он призвал игбо к восстанию. По возвращению в Нигерию Кану был арестован, но вскоре выпущен из-за массовых протестов населения Восточной провинции. В 2017 г. полиция попыталась его арестовать, но лидер IPOB сумел скрыться.
Появились и другие группировки, выступавшие за восстановление Биафры. В 2012 г. возник Сионистский фронт Биафры (BZF), Лига наций Биафры (BNL) и Национальная гвардия Биафры (BNG). Сепаратистские настроения охватили и соседние с игбо христианские народы, страдавшие от нападений отрядов фулани - такие, как Народные добровольческие силы дельты реки Нигер, сформированные народом иджав. Примечательно, что во время гражданской войны иджав воевали против Биафры и поддерживали федеральную власть. Начали действовать и Силы обороны Амбазонии (Амбазония – англоязычная часть Камеруна, граничащая с бывшей Биафрой). Эти повстанцы атаковали нефтепромыслы и нефтеналивные суда, стараясь причинить максимальный вред властям Нигерии и соседнего Камеруна.
Вялотекущая повстанческая война резко обострилась в январе 2021 г., когда нигерийская армия попыталась занять город Орлу, фактически находившийся под контролем IPOB. Повстанцы отразили штурм, а затем организованно покинули город. После этого Ннамди Кану объявил о состоянии войны между Биафрой и Нигерией.
В течение весны – лета 2021 г. все повстанческие группировки Юго-Восточной Нигерии и прилегающих районов Камеруна заключили соглашения о совместных действиях, хотя личность Кану не устраивает многих повстанцев, обвиняющих его в неуважении к членам Сопротивления, не являющимися евреями (сам Кану принял гражданство Израиля). Старая организация МАССОБ, призывавшая к миру и переговорам, сначала осудила военные действия, предпринятые IPOB и «сионистами», но потом тоже присоединилась к повстанцам.
После боёв в Орлу IPOB опубликовала документ, запрещавший выпас скота без его разрешения, поскольку этим занимались фулани, создавшие вооружённые базы на землях игбо. Боевики IPOB разгромили такую базу в штате Абиа, убив множество фулани. В ответ армия начала военные действия против повстанцев, используя артиллерию и авиацию. IPOB объявила, что началась «вторая война между Нигерией и Биафрой», выразив уверенность в том, что на этот раз Биафра победит.
В марте 2021 г. отряды IPOB начали совершать дальние рейды в центральные части Нигерии: так, в штате Бенуэ они уничтожили несколько лагерей фулани и убили их лидера Мухаммеда Ису. Одновременно фулани атаковали приграничные районы Камеруна, но были отражены, но не регулярной арией, а отрядами камерунских и нигерийских сепаратистов.
В апреле 2021 г. несколько городков на Юго-Востоке были на некоторое время заняты повстанцами – на административных зданиях были вывешены флаги Биафры.
В июне мятеж распространился и на территории, населённые ещё одном крупным нигерийским народом – йоруба. Созданные христианской частью этого народа «Добровольческие силы Одудува» заключили союз с IPOB и другими повстанцами, и направили своих боевиков на борьбу с фулани.
27 июня Ннамди Кану был арестован в Кении и передан нигерийским властям. Это не ослабило повстанцев – скорее, наоборот, предотвратило конфликты между Кану и лидерами других формирований.
В августе-ноябре 2021 г. армия вела непрерывные боевые действия против повстанцев, нанеся им большой урон, и уничтожив нескольких влиятельных полевых командиров. Солдаты грабили, сжигали дома и убивали мирных жителей, а повстанцы вели себя не лучше по отношению к тем, кто их не поддерживает (не говоря уже о попадавших в их руки фулани). В ноябре 2021 г. повстанцы на короткое время захватили большой участок нигерийско-камерунской границы, украсив её флагами Биафры.
С тех пор военные действия на территории бывшей Биафры и соседнего камерунского полуострова Бакасси не прекращаются. Надо отметить, что внимание мировых СМИ редко обращается к этим событиям лишь потому, что их заслоняют другие конфликты, гораздо более важные для мира (сначала Афганистан, затем Украина). Ожидать затухания конфликта на Юго-Востоке Нигерии не следует потому, что никуда не деваются породившие его причины. Фулани не собираются прекращать «джихад» против «неверных», а те наносят ответные удары, в то время как армия разрывается между двумя фронтами – против «Боко харам» на Севере и сторонников восстановления Биафры на Юго-Востоке. В принципе воссозданию Биафры препятствуют не столько армия Нигерии, сколько национальные, религиозные и межличностные противоречия между различными повстанческими группами.
***
В конце XIX века британские колонизаторы заняли долину Нигера, прокламируя благородную цель: спасение немусульманских народов от истребления и порабощения мусульманскими работорговцами (решение о колонизации европейцами Чёрной Африки было принято в 1885 г. именно под этим лозунгом). В результате немусульманские сообщества Южной Нигерии признали власть Великобритании добровольно, а мусульманский Север – остатки халифата Сокото – были разгромлены после ожесточённых войн. Но колония под названием Нигерия сохранила традиционное управление местными вождями – интересы коммерческой эксплуатации колонии требовали опоры на традиционных вождей, будь то эмиры фулани или избранные вожди игбо. Т.е. англичане не устранили конфликт между скотоводами и земледельцами, а заморозили его, предоставив последним ряд преференций. И когда англичане покидали Нигерию, они не стали перекраивать её карту – это требовало времени, сил и средств, которые Лондон не желал тратить на страну, переставшую быть его владением. В результате старый конфликт после получения независимости немедленно возобновился, что стало причиной отделения Биафры и гражданской войны. Власти Нигерии и в дальнейшем не смогли решить столь сложный и застарелый конфликт – этому мешают коррупция, непрофессионализм и общая отсталость нигерийского общества и элиты.
В результате сегодня мы наблюдаем даже не возвращение призрака Республики Биафра, а, скорее, возобновление кровавых коллизий XIX века – «джихад» фулани и сопротивление немусульманских сообществ Юго-Востока Нигерии. По-видимому, прекратить этот конфликт возможно, только признав разделение самой населённой африканской страны на несколько отдельных государств.