В прошлой статье я описал свои соображения по выбору электромобиля вообще и китайского электромобиля в частности.
Как я писал ранее повествование разбито на 4 части:
- Выбор машины;
- Покупка <- Вы находитесь здесь
- Ожидание;
- Получение и оформление.
Настало время рассказать непосредственно о процессе покупки.
Почему Беларусь - не Россия?
Как я уже говорил, китайские электромобили завозятся в страны СНГ в основном через Беларусь. Связано это с тем, что до определенного момента на территории ЕАЭС действовала нулевая пошлина на ввоз электромобилей.
Однако условия различались и различаются до сих пор в зависимости от страны, входящей в союз. На момент покупки моей машины в Беларуси никаких платежей кроме обнуленной таможенной пошлины на ввезенный электромобиль не налагалось. Для сравнения в России в тот момент ввозя электромобиль необходимо было уплатить дополнительно к таможенной пошлине еще и НДС в 20% и утилизационный сбор. Не знаю с чем конкретно была связана такая щедрость Лукашенко , возможно это произошло в связи с запуском в 2020 году Белорусской атомной электростанции (надо же кому-то продавать энергию, а заодно и слезть с нефтяной иглы соседней Российской Федерации, ведь сама Беларусь не добывает нефть и газ, хотя и перерабатывает закупаемое сырье на своих НПЗ).
Факт остается фактом, что Беларусь на время стала самой либеральной страной в СНГ в плане ввоза экологически чистых машин.
Как работают посредники
Поскольку я уже достаточно долго читал белорусские сайты автомобильных объявлений, я уже примерно ориентировался в том кто и что предлагает. На фоне всех прочих выделялась компания "Электричка.бел", я нашел их канал на YouTube и смотрел обзоры на китайские машины, которые они возили, с большим интересом.
Читая объявления, отзывы и смотря видеообзоры я постепенно стал понимать как устроен бизнес среднестатистического белорусского посредника.
Выглядит это примерно так - в Беларуси создается компания, которя рекламирует услуги по подбору и перевозке электромобиля из Китая. Эта компания осуществляет привлечение клиентов через различные каналы в соцсетях, имеет свой сайт, канал на YouTube, где публикует обзоры своих машин. Так же эта компания имеет своего человека, находящегося на территории Китайской народной республики, который в свою очередь организует поиск, подбор, оформление и отправку электромобилей из Китая.
Набрав достаточное количество заказов и выкупив электромобили в Китае компания осуществляет таможенное оформление машин на вывоз, собирает электромобили в приграничном китайском городе и перевозит их через границу. Затем фрахтуется автовоз и машины клиентов привозятся в Минск. Клиенты осуществляют оплату за перевозку, а так же необходимые сборы и таможенные платежи на месте и получают свои машины.
У этого процесса есть определенные нюансы, о которых невозможно знать, попадая в ситуацию покупки электромобиля из Китая в первый раз, рассмотрим их подробнее.
Что почем?
Как уже упоминалось ранее, в Китае существует очень большой рынок подержанных автомобилей и электромобилей в том числе. У них есть свои сайты наподобие наших auto.ru, Avito, где обычные люди выкладывают свои объявления о продаже машин. Возьмем для примера сайт che168.com, мне он нравится больше прочих. Воспользовавшись Google Translate переведем название интересующей нас марки и модели на китайский и забьем перевод в поиск.
Как видим цены на машины очень даже радуют, например можно найти неплохой экземпляр с относительно небольшим пробегом в пределах 80-100 тысяч юаней, для простоты можно считать курс юаня к рублю как 1 к 10. Таким образом получаем, что стоимость довольно свежего электромобиля Weltmeister EX5 в Китае составит порядка 900 тысяч рублей или $12000 (курс на начало 2023 г.). Но это если ты китаец и находишься на территории КНР. Если же ты хочешь купить издалека, находясь в России или в другой стране СНГ ты сталкиваешься со всевозможными накрутками и интересом посредников. Отмечу что важно знать реальные цены в Китае, чтобы избежать чрезмерных накруток посредников, поэтому всегда проверяйте рыночные цены на китайских сайтах объявлений.
Для того чтобы машина могла пересечь границу Китая, она должна пройти таможенное оформление на экспорт. Для соблюдения формальностей на территории Китая существуют специальные фирмы, которые занимаются подготовкой документов. Примерная стоимость их услуг составляет 3-4 тысячи долларов. Таким образом к начальной цене в условные $12 000 прибавим еще $3500. Машина еще не покинула Китай, но прибавила к цене и стала стоить $15500.
Также надо понимать, что выбрать абсолютно любую машину на рынке Китая не получится. Если вы попробуете дать посреднику произвольное объявление с сайта и попросить привезти конкретно эту машину, то он вам скорее всего откажет, но взамен подберет несколько аналогичных вариантов по комплектации и параметрам пробега от своих партнеров (причем это будут не частные продавцы, а салоны б/у машин, которые тоже делают свою небольшую наценку). С одной стороны у этого есть плюс, в том что добросовестный посредник, заботясь о своей репутации, не будет вам отправлять совсем битую и некачественную машину, но с другой стороны есть и минус, так же как в России за это надо будет заплатить определенную цену и она будет выше рыночной. Кроме того невозможно торговаться, так как это можно было бы сделать с частным покупателем. Покупатель оказывается в ситуации "бери что дают".
Покупать машину совсем вслепую нежелательно, для дополнительной проверки электромобиля можно отправить китайского автоподборщика, который выедет на место продажи машины, осмотрит ее и предоставит детальный отчет с фотографиями. Эта услуга стоит еще порядка $150 за один выезд. Машина уже дорожает до $15650.
Предположим, что один из вариантов, предложенных посредником, выбран какой будет следующий шаг?
Машину необходимо выкупить на территории Китая, для этого посредник готовит счет на оплату, который включает уже интерес китайской площадки и стоимость таможенного оформления. Но прежде чем покупатель сможет его оплатить, следует пояснить как и на кого происходит оформление выкупаемого электромобиля.
Как я уже упоминал выше, в Беларуси действуют значительные льготы при ввозе электромобиля, но есть одна проблема - эти льготы распространяются только на граждан страны. Беларусь заинтересована в том, чтобы ввезенный чистый электромобиль ездил на территории страны и заряжался белорусским электричеством с атомной станции. Но спрос белорусов в сравнении со спросом России или других стран СНГ, конечно, не сопоставим. В результате приходим к выводу, что нужно физическое лицо, имеющее гражданство Беларуси, которое оформит на себя ввезенную машину. Хорошо если у вас есть друг-белорус, который за символическую плату предоставит свои данные для оформления электромобиля на себя.
Если друга нет, найдутся другие люди, которые сделают это уже за не символическую плату. Физическое лицо из Беларуси обойдется еще в сумму около $200. Логично, что если машину приобретает гражданин Беларуси, то он же ее и оплачивает. Для этого существует специальная схема, которая выглядит примерно так - оформляется договор займа, согласно которому вы как покупатель из России передаете денежные средства, в размере стоимости машины в Китае вдолг физическому лицу из Беларуси, а физическое лицо возвращает этот займ вам в натуральном виде передавая вам машину по договору купли-продажи. При этом оплату в Китай осуществляет непосредственно конечный покупатель. Оплата китайского счета производится путем перевода через многострадальную систему Swift, от которой постепенно отключают банки России. Но пока все не отключили, так что принципиально найти банк, который сможет перевести сумму за границу возможно. Комиссия за перевод составляет $15. Так же надо учитывать что перевод осуществляется в долларах, а не в юанях.
Итак, на этом этапе у покупателя есть договор займа с физическим лицом из Беларуси, а также договор с фирмой-посредником, которая обязуется подобрать и привезти вам машину, что дает некоторые гарантии получения машины в финале (эти услуги также оплачиваются в пределах $500).
Подведем промежуточный итог по стоимости. Стоимость нашего абстрактного Weltmeister EX5 складывается на этом этапе из следующих сумм:
- $12000 (стоимость самой машины в Китае);
- $3500 (услуги таможенного брокера в Китае);
- $150 (за выезд подборщика);
- $200 (за услуги физического лица);
- $400 (за услуги фирмы посредника);
Итого $16250.
Счет оплачен, представитель посредника сообщает что машина переходит в оформление и отправляется на границу. Если машина отправляется сухопутным способом, то скорее всего она будет проходить границу с Казахстаном в городе Хоргос, где находится крупный международный терминал. Главное здесь перевезти машину через границу. Посредники копят машины, чтобы забить под завязку автовоз на территории Казахстана и затем отправить его в Минск. Самые большие временные потери при приобретении машины происходят на этом этапе, машина может стоять на границе неограниченно долго, поэтому считается что момент когда машина оказывается на стороне Казахстана это уже 90% дела выполнено. В этот момент посредник вас попросит оплатить доставку в размере $3000. Добавляем эту сумму к общим затратам и получаем на этом этапе стоимость электромобиля $19250.
Когда машина пересчет границу и окажется на автовозе, покупателю остается дождаться ее прибытия в Минск (примерно 2 недели в пути). Как я отмечал ранее, ввозить электромобиль через Беларусь с точки зрения таможенного оформления хоть и дешево, но не бесплатно (если вы покупаете в Россию). До конца 2021 года была возможность для всех граждан стран ЕАЭС ввозить с нулевой пошлиной, но в 22 году Минпромторг РФ решил защитить рынок и "многочисленных" российских производителей электромобилей (о которых на тот момент никто не слышал) и вышел из соглашения о нулевых пошлинах. А Беларусь сохранила для своих граждан эту льготу, но с условием что если машина продается на вывоз в РФ в течении двух лет после ввоза на территорию Беларуси, то продавец будет вынужден уплатить 15% пошлину. Вобщем благодаря нашим властям мы, как граждане РФ, все равно вынуждены уплачивать таможенную пошлину. Это происходит после прибытия электромобиля в Минск. Для нашей гипотетической машины эта сумма составит $2325 (таможенная стоимость указывается без учета транспортировки). На этом этапе стоимость машины в сумме составит $21575.
Эти деньги будет необходимо перевести посреднику, который завершит таможенное оформление и сообщит покупателю, что машину можно забирать. Останется только поехать за ней и забрать тем или иным способом (например приехать на ней своим ходом из Беларуси в Россию как поступил я). При получении вы подпишите договор купли-продажи и можете считаться уже официальным владельцем электромобиля.
Особый путь России
Далее есть нюанс, который актуален для покупателей из России. Дело в том, что для получения ЭПТС в России потребуется оформление сертификата о безопасности конструкции транспортного средства (сокращенно СБКТС), для получения СБКТС необходимо наличие установленного в машине устройство вызова экстренных оперативных служб (сокращенно УВЭОС) "Эра-ГЛОНАСС". И все это стоит денег, причем в случае "Эра-ГЛОНАСС" немалых. Ситуация с требованиями постоянно меняется, например на момент покупки моего электромобиля наличие "Эра-ГЛОНАСС" было обязательным условием. Но при этом на рынке был жуткий дефицит самих устройств (которое причем должно было быть неактивированным).
Стоимость терминала для меня составила 50000 р, причем это было дешевле чем если бы я приобретал в Минске, где сумма уже была порядка $1200. А вот СБКТС напротив на тот момент стоил дешевле в Беларуси и составлял примерно $500.
Прибавляем к стоимости машины эти затраты и получаем сумму в размере $22732.
После прибытия в Россию вам нужно будет оплатить утилизационный сбор для получения документов на акцизной таможне и также оформить ЭПТС, а затем поставить машину на учет и получить номера. Все вместе это составит порядка 10-15 тысяч рублей.
Я перечитал эту статью и понял что она уже получилась достаточно объемной, а я еще даже не дошел до описания своих приключений. Поэтому я принял решение дополнить раздел покупки в следующей публикации. В будущей статье я расскажу уже непосредственно о своем опыте. Оставайтесь на связи и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить следующую часть моего приключения по покупке китайского электромобиля.
А если вы еще не прочитали про то как я выбирал свою машину, вы можете найти эту информацию в моем предыдущем материале.