Всем привет, друзья. Недавно, в комментариях под одной из моих статей, у меня разразился спор с человеком по поводу Кирка Хэммета - гитариста группы Metallica. Мой оппонент пытался мне доказать, что Кирк оказал огромное влияние на творчество группы, то что его вклад - это огромное количество придуманных риффов, без которых Metallica не была бы теми, кем она является по сей день. Я же настаивал на том, что вклад Кирка это соло и 2% риффов (цифра примерная, на точность упора не было) По итогу спора каждый остался при своём мнение. Уже тогда, в момент спора, у меня появилась идея написать статью про Кирка, про его величайший талант, величайшую гитарную технику, сценический образ и, конечно же, величайший вклад в творчество группы Metallica. Сразу скажу, Метла для меня, это лучшая группа, это та музыка, которая была со мной более 20 лет, всё остальное приходило и уходило, а Метла была, есть и будет. И ещё, я не профессиональный музыкальный критик, не профессиональный музыкант, у меня есть только глаза и уши, из этого и будет исходить моё мнение. Погнали.
Талант Кирка Хэммета. На мой взгляд главным талантом Кирка является его умение не мельтешить. Он вроде как бы есть, даёт разные интервью, болтает о том о сем, рассказывает про кучу риффов, которые написал для будущего альбома, но впоследствии всё сводится к тому, что Кирк потерял айфон, на котором были все риффы, поэтому участие в создании не принимал. То есть парень пришёл, записал соло и ушёл. И это всё с учётом того, что на этот момент Кирк был в группе более 30 лет. То есть как минимум с его мнением должны были считаться, но нет. И самое интересное его это и не беспокоит, он в Metallica, а остальное не важно. У меня один вопрос, где гордость Кирк? Если взять того же Ньюстеда, то тот тоже был рад, что попал в Metallica, только вот радость была не долгой. И желание проявить себя, закончилось уходом из группы для Джейсона. То есть, ещё раз, весь талант Хэммета быть тем парнем, который пришёл к 8.00 на завод, встал за станок, отчеканил болванки и в 17.00 пошёл домой. Без лишних слов и нервотрепок, без своего мнения, без амбиций и рисковых решений, влияющих на работу завода(Metallica). Кто-то скажет "лучше синица в руках, чем журавль в небе" и я соглашусь с этим утверждением. Но когда говорят что Кирк крут, я отвечу, нет, не крут, просто он на своём месте, месте тихого паренька, который зарабатывает деньги, и понимая, что может этих денежек лишиться, лишний раз не открывает рот. Или можно сказать, что Кирк участвовал в создании альбомов, которые принесли группе всемирную популярность. Да, можно и так сказать, но об этом чуть позже. В целом, лично для меня, Кирк является тем человеком, который и не выделяется, но и без него никак.
Гитарная техника, точнее умение владеть инструментом. Скажу так, много лет я считал, что, иногда непонятная возня Кирка на концертах и его приемлемое звучание на студийках, это нормально. Еще раз, я правда думал, что ровно и чисто играть на электрогитаре вживую невозможно, потому что великий виртуоз Кирк Хэммет вживую нормально не играл. Но впоследствии я начал встречать на том же YouTube ролики, где одни гитаристы играли как Кирк, а другие играли намного чище и круче. И тут я такой не понял, то есть какой-то NoName играет лучше виртуоза Кирка??? И начал штудировать интернет, и оказалось что уже в нулевых, на Российских форумах, люди неодобрительно высказывались по поводу его гитарных навыков. Ну и спустя много лет, всем известный гитарный блогер выпустил ролик, где доказал фактами низкий уровень игры Кирка. Для меня его уровень конечно не низкий, я даже так не могу, но признать того, что на фоне настоящих виртуозов и популярности той же Метлы, Кирк находиться где-то в районе гитариста-любителя, который чё-то там может попиликать, прям точно круче, чем Васёк из соседнего дома. Но есть люди, которые не хотят в это верить, это их право и это их мнение, нравится верить в Деда Мороза, пожалуйста. Кто-то скажет, ну вот он всю жизнь в Метле и никто его не заменил на более техничного гитариста. Соглашусь, это факт, но исходит он из предыдущего абзаца, по моему мнению конечно-же, то есть он просто удобный человек. Вывод такой, Кирк может играть на гитаре, но он меркнет на фоне виртуозов тех лет, и просто утопает на фоне нынешнего обилия техничных и мощных гитаристов нынешней эпохи.
Сценический образ. Вот тут точно Кирк меркнет на фоне своих коллег по группе. Если Хэтфилд конца 80-х и начала 90-х это просто эталон того, как должен выглядеть метальный гитарист, которого многие копируют даже в нынешние времена, если все три басиста(кто на долго задержался в группе, Макговни не в счёт) имели свой индивидуальный стиль, то Кирк просто парень с гитарой, и ничего более. Да он пытается немного повыделываться, но всё как-то пресно, не интересно. Хотя отмечу, по-моему в начале 90-х он гонял на концертах в шортах и с косой, вот тогда он запоминался. Если кто-то против такого моего мнения, спорить не буду, тут дело точно вкусовщины.
Риффы и их влияние, которые написал Кирк Хэммет, или почему же все-таки 0 песен. Отрицать то что Кирк принёс в группы несколько риффов помимо величайшего Enter Sandman, конечно же глупо (это я сейчас обращаюсь к своему оппоненту). Но вот то что эти риффы повлияли на творчество группы, вот тут для меня большой вопрос. Все риффы перебирать не буду, пройдусь по нескольким. И так, рифф из припева Master of puppets, плохой ли он, нет, не плохой, даже хороший. Но из того что предложил Кирк взята основа, то есть ми 000 ре ми(гитаристы поймут) и самое главное, он никак не повлиял на создание песни, и уж точно в ней есть риффы намного круче, проще говоря, всё играют рифф из интро, и мало кто играет рифф из припева. Damage inc.(рифф в середине песни, который перед соло) хороший рифф, да офигенный, НО!!! Не вокруг него построена песня, а его добавили туда, что-бы разбавить композицию, то есть не рифф создал песню, а песня создала рифф, что на влияние не тянет. Скоростной рифф из Disposable heroes, ну прям супер риффом его не назовешь, но и соглашусь с тем, что без него композиция не была бы такой разнообразной. Есть ли тут влияние Кирка, опять спорный вопрос, так как концептуально он отличается от остальных риффов в композиции, скорее он туда идеально вписывается, то есть опять, вряд ли Хэтфилд услышал этот рифф и под него написал целую песню. Но есть и рифф, который определённо повлиял на создание песни, и это не Enter Sandman. Trapped under ice, рифф, который звучит в куплете. Да да, именно вокруг риффа Кирка были придуманы остальные риффы, причём не без участия Кирка. Один момент, этот рифф Кирк притащил из своей предыдущей команды Exodus(кто его там придумал?говорят что Кирк, точнее Кирк так говорит, а иногда и что не Кирк, так говорят другие участники группы. Во времена "хайпа на всём" трудно поверить, но и исключать не стоит) , и скорее всего (лишь мои догадки) именно поэтому еë так редко можно услышать в живую, в отличии от риффа Creeping death, который был принесён оттуда же. И вот в Creeping death скорее есть влияние Кирка чем нет, но на фоне всего творчества группы оно на столько мало, что вряд ли получится громко кричать без Кирка не было бы Metallica. Ну и самый главный рифф, который точно повлиял на творчество группы, основной рифф из Enter sandman. Да, знаю, великий рифф, который сыграл каждый музыкант, не зависимо от инструмента на котором играет, рифф, который принёс мировую известность группе, можно продолжать бесконечно, нахваливая Кирка за его успех, но один момент... Обвинение в плагиате, с которым я не совсем согласен, но оно имеет место быть. Как говорил мой оппонент, никто не предъявлял Метле претензий по поводу этого риффа, но и это не правда. Группа Excel подавала иск на Metallica, просто вопрос был решён в досудебном порядке, поэтому и не было сильной шумихи. Поэтому скажу так, когда я говорил, что Кирк написал два риффа(именно влияющих) я был не прав, я не знал про Trapped under ice, поэтому извиняюсь за свою не осведомлённость, не 2,а 3. По поводу альбомов после Чёрного, вообще ничего говорить не хочу. Если брать Load и Reload и их низкую популярность на фоне первых пяти (хотя не такие они и плохие, просто это не Metallica) то хочется верить, что всё-таки Ларс и Батя так ошиблись, а не "величайшее" влияние Кирка сыграло свою роль. Ещё раз простыми словами, если ТЫ, вот именно ТЫ придумаешь рифф(а это не так и сложно) и принесешь его Метле, и они каким то образом добавят его в одну из своих песен, то это ещё не значит, что ТЫ повлиял на их творчество, но вот то что Metallica повлияла на тебя, когда ТЫ писал этот рифф, это отрицать невозможно. И с Кирком, практически всё точно также. Человек не имеющий амбиций в такой группе вряд ли может оказывать на неё сильное влияние. Если только Кирк не теневая фигура, которая решает всё, но просто не хочет внимания к своей персоне. Жаль только что в теории заговора я не особо верю.
Общий вывод:
Кирк Хэммет был, есть и будет. И не нам решать кому занять его место. Для меня Кирк не является кумиром и никогда не являлся, всегда был каким-то парнем в стороне на фоне Хэтфилда. Но если Вы думаете, что про Батю я буду говорить только хорошее, то нет, хоть он то как раз для меня тот самый кумир. Я спокойно признаю, что Хэт играет на сцене намного хуже чем в студии, что поёт он тоже хуже чем на студийках, но у Бати есть харизма, которая прощает ему все ошибки. Да и в тепличных условиях Батя звучит в разы лучше чем на сцене. У всех басистов была своя харизма, что Клифф, что Ньюстед, даже Трухильо(который практически сессионщик) все имели свой изюм, который отличал их от других, а вот Хэммет нет. Ну ни чем он не выделяется, просто есть он и есть. Забыл, про Ларса забыл) Так вот, если к Ларсу тоже куча претензий по поводу его игры на барабанах, то Ларс это успешный продаван, благодаря которому группа и вышла свет. А чем выделяется Кирк? Да собственно ни чем. Его просто взяли на замену Дейву Мастейну, который ну очень сильно выделялся и очень сильно влиял на группу. А Кирк лишь удобная фигура, не влияющая на процессы внутри группы. Я понимаю, что многие будут против моих убеждений, но задайте себе вопрос, кем бы была Metallica без Хэтфилда или Ульриха, и кем бы она была без Хэммета. И самый главный вопрос, кем был бы Хэммет без Metallica???
У меня всё, до встречи.