Или "дорога на столбах".
Есть люди, которые уверены, что в России никогда и ничего своего не производилось, кроме природных ресурсов, все идеи она брала из других стран, даже национальные символы (матрёшка и балалайка) тоже позаимствовала у других.
А есть те, которые, наоборот, считают, что всё более-менее ценное для человеческой цивилизации сначала придумали у нас, потом это было либо просто забыто, либо украдено ушлыми иностранцами, присвоено, приватизировано, запатентовано и вернулось к нам уже, типа, как импортный продукт, произведённый в просвещённых странах.
Вот красноречивый пример, который те и другие трактуют в свою пользу.
В 1820 году некий инженер мещанского сословия по имени Иван Кириллович Эльманов (или Ельманов), проживавший в подмосковном селе Мячково, построил любопытную конструкцию: на низких столбах, выстроившихся в линию, сверху были закреплены металлические балки, по которым катились вагонетки. В движение их приводили лошади идущие вдоль линии балок, по обе стороны от них (или с одной стороны).
Вот как это всё описано в "Журнале мануфактур и торговли":
Земля планируется сколько можно ровнее; со сторон дороги для стоку воды… тянутся две канавы. По всей длине дороги размериваются равные участки, каждый в 10 и 1/3 аршин, и на концах их роются попарно ямы для фундамента... между пары фундаментов поперёк дороги, с известным между ими промежутком, бутят кирпичом или каким-либо камнем и выводят столбы. На этих-то столбах устраивается дорога из прочных чугунных брусьев, одетых снаружи, где должно, деревом, просмолённым на огне... Дорога эта представляет беспрерывную линию столбиков, на которых лежат два ряда непрерывающихся с конца на конец брусьев, раздвинутых один от другого вершка на 4, с чугунными колёсками в 16 верш в диаметре укреплёнными по всей этой дороге в пустоте между брусьев, на здоровых осях, на расстоянии 10 арш. одно от другого, лежащих на каменных столбах. По этим-то колесам, имеющим на ребре своей окружности или обода выемку, должна катиться повозка Эльманова. Следовательно, повозка эта имеет полоз, укреплённый на киле её, подобном корабельному... Длина повозки 30 аршин; она делится на 2 яруса, каждый шириною в 3 аршина; ярусы, спускаясь ниже киля, который бежит по возвышенной на столбах дорожке, заключают эту дорогу между себя.
Источник - https://ru.wikipedia.org/wiki/Дорога_на_столбах
По сути, это был первый монорельс, как бы его сейчас назвали.
Перспективы, казалось бы, открывались великолепные: от грузовых до пассажирских перевозок, в том числе, и в развлекательных целях. Но, как это у нас нередко случается, у самого изобретателя денег на внедрение не нашлось, а инвесторам проект показался неинтересным, финансировать его никто не стал. В итоге ЭЛЬМАНОВСКАЯ ДОРОГА, как и однопролётный 300-метровый деревянный мост Кулибина через Неву, так и не нашли себе практического применения. Говорят, правда, что некоторые крымские производители соли, было, проявили интерес к идее Эльманова, но документальных подтверждений тому, что на полуострове был запущен хотя бы один монорельс, нет.
А дальше начинается то, с чего я начал.
Потому что на фоне изложенной выше истории возникают возмущённые реплики, типа, никакой это не Иван Эльманов, а Лев Эльман, и вовсе он не русский, потому что русский бы никогда до такого не додумался, а самипонимаетекто, потому что умный не в меру и опередил своё время на целый век.
К этому хору подключаются другие правдолюбы, которые заявляют, дескать, вовсе это было не в 1820 году, а в 1836-м, к тому же, в Великобритании 22 ноября 1821 года был зарегистрирован патент на имя некого Генри Робинсона Палмера, и вот там уже, совершенно точно, изложена первая в мире концепция монорельсового транспорта, которая в дальнейшем была воплощена в жизнь. Из чего следует, что 1) Россия и здесь не первая, 2) Эльманов/Эльман, скорее всего, украл идею у Палмера. Что и требовалось доказать.
И так везде. Что ни возьми, непременно найдутся те, кто тут же начнёт кричать: убери руки, это не твоё, это всё до тебя сделали, другие, более умные, не чета тебе!
И хочется обидеться. Но какой смысл обижаться на обиженных?
P.S. Плохо только, что про того самого Эльманова/Ельманова ничего толком не известно. То ли он инженер, то ли механик, то ли русский, то ли наоборот, а уж про точные даты жизни с портретом в полный рост и вовсе говорить не приходится...
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!