Найти тему

Уральская художница Ви Вай: о смене имени, про конфликт с Айвазовским и схожесть с Джинкс из Лиги Легенд

Приветствую каждого в моём уголке творчества и вдохновения! Сегодня на моём канале гостья, моя близкая подруга — художница из Екатеринбурга с необычным именем, Ви Вай, автор телеграм-канала Виваюшка трындит. Мы поговорили с ней о сложностях на пути современного художника, о личном стиле и критике в Интернете.

Фото используется с разрешения художницы
Фото используется с разрешения художницы
— Ты официально сменила имя на псевдоним Ви Вай. Что тебя обычно бесит в бестактных вопросах людей об этой процедуре?

— Самое бестактное — угадывать и допытываться, какое было имя в прошлом. Я не бегу от прошлого, я стала лучшей версией себя, а некоторые почему-то считают иначе. Прошлым летом был случай, когда новый знакомый маниакально вцепился в идею узнать, какое у меня старое имя. Минут 10 пытался залезть в душу. Это очень неприятно, особенно зная, что прошлое имя несёт для меня лишь негатив, словно по щелчку тумблера. А из смешного, постоянно при телефонных разговорах люди недоумевают и переспрашивают по несколько раз мои имя и фамилию.

— Что тебя всегда вдохновляет на творчество?

— Вдохновение — штука относительная. Хорошее искусство — 99% постоянного труда и 1% вдохновения (к сожалению, не вспомню автора фразы). Я не ищу вдохновения. Иногда оно ко мне приходит, иногда нет. Не нужно искать лишние отмазки, чтобы садиться работать над проектом, который томно пылится на полке уже который месяц. Я просто сажусь и работаю. Иногда творю в порыве — резкими мазками наношу краску, делаю размашистые карандашные линии, стараясь не упустить возникшую в голове красочную картинку.

Фото используется с разрешения художницы
Фото используется с разрешения художницы

А порой бывает совсем тяжко: нет сил, не хочется, находишь тысячу отговорок, лишь бы не садиться за холст. Тогда я действую по принципу 5 минут — и это почти всегда срабатывает. Не хочешь что-то делать? Убеди себя позаниматься этим 5 минут. В худшем случае ты сделаешь хоть что-то, и не будет вины за прокрастинацию, в лучшем (что происходит чаще, чем может показаться), процесс затягивает. И, вот, уже через полчаса я радостно наношу новые слои акрила на картину и подпеваю любимой фоновой музыке. Звучит глупо, но это работает.

— Обязательно возьму на вооружение твой принцип 5 минут!

— А вдохновиться можно чем угодно! Важно просто остановиться от бега шумной соверменной жизни и посмотреть по сторонам. Вдохновить может случайный прохожий, близкая подруга, цветущая сирень, красивая картинка в интернете.

— У тебя довольно нетипичный для обычных людей образ. Как ты пришла к этому образу и яркому самовыражению себя? Как реагируют на твой стиль и макияж на улице?
Фото используется с разрешения художницы
Фото используется с разрешения художницы

— Ещё с детства мне очень нравились голубые и бирюзовые тона. И искренне раздражал гендерный розовый цвет, которым пестрили дети. Если ты девочка, значит, обязательно розовая курточка и розовые ботиночки. Розовый со времён детского сада казался мне каким-то чересчур слащавым — просила маму покупать одежду холодных тонов. Позже, лет в 13 я видела девушек, красящих волосы в голубой цвет. Мне жутко это нравилось. Тогда я полноценно влюбилась в этот цвет, и мечтой стало покрасить волосы. В 15 — первое окрашивание кончиков волос в бирюзовый, затем — неоново-синее каре. И как-то так незаметно, сквозь года голубой цвет стал мне родным. Другой цвет волос на себе не воспринимаю, он уже стал частью меня.

Про пирсинг и татуировки история банальная — неформальное окружение в подростковые годы. Мне просто нравилось эта эстетика. И я стала собирать себе идеальный вид — такой, какой я хотела бы себя видеть. Я до сих пор в процессе. И отвечу заранее на возможные комментарии: как же ты будешь выглядеть в старости? Буду выглядеть классно и необычно. Не жалею ни об одной сделанной татуировке, тщательно подхожу к выбору.

Как реагируют на улице? Приведу два примера для полноты картины. Пару лет назад в автобусе достаточно хамоватый дед не выпускал меня на улицу, зажал на сиденьях, тыкал грязными ногтями в мои татуировки и говорил, что я зечка. Такое бывает, когда ты немножко отличаешься от принятых стандартов внешнего вида. На окраинах родного города часто встречала осуждение от случайных прохожих. Я привыкла. Но и положительных моментов тоже предостаточно. Например, на днях делали фотосессию во дворе. И маленькая девочка подбежала ко мне с горящими глазами и сказала, что у меня красивые волосы. Такие комментарии от незнакомцев заставляют улыбаться.

— Дети меньше всего подвержены стереотипам нашего общества — и это волшебно!
Фото используется с разрешения художницы
Фото используется с разрешения художницы
— Руки художника — самое уязвимое место. Твои длинные ногти — твоя фишка. Расскажи об уходе за руками для рукодельниц и художниц. Как обычно окружающие или подписчики реагируют на твои ногти?

— Об уходе? Ой, у меня нет никакого ухода. Максимум, крем увлажняющий, но так редко, что тюбики лежат годами. Скажу больше, возможно, я неряшлива в этом плане. На моих руках часто бывают следы акрила и карандаша. Меня даже однажды благодаря таким рукам узнал подписчик на улице.

Подписчики реагируют спокойно на ногти, привыкли. Но новички моих соцсетей спрашивают, удобно ли работать над картинами с такой длиной ногтей? Не всегда. Красками удобно, акриловыми маркерами — не очень. Мне приходится снимать кольца и делать перерывы, рука устаёт. Окружающие реагируют только позитивно. Недавно медсестра сделала акцент на них, сказала, что очень красивые и поинтересовалась, удобно ли с ними жить.

— Откуда ты берёшь сюжеты для своих волшебных пейзажей? Представляешь в голове, или это воспоминания из путешествий?

— Сюжеты рождаются внезано. Если речь идёт о пейзажах, то зачастую это понравившиеся картинки из интернета, адапиторванные под моё восприятие и воспоминания. Иногда это пейзажи из фильмов или компьютерных игр, такие как Skyrim, Fallout. Если же речь о каких-то конкретных сюжетах (как с моим стилем котизация), то сначала рождается идея, а затем ищу подходящие по смыслу картинки и собираю папку визуала и референсов (от 2 до 20 шт, зависит от идеи).

Фото используется с разрешения художницы
Фото используется с разрешения художницы
— Несколько лет назад ты прославилась на весь интернет неоднозначным заявлением про Айвазовского, что вызвало огромную волну хейта. Расскажи, что ты действительно имела в виду тогда, сравнивая своё искусство и знаменитого мариниста?

— Ох, возвращаемся к старым баранам. Да, это действительно очень нашумевший видос. Меня публиковали везде, прилетало тонны негатива. Впервые вошла в такую медийность, но отнеслась просто. Чёрный пиар — тоже пиар. Я лишь просила подписчиков не сравнивать меня с Айвазовским. Никому не нравится быть копией другого человека, согласись? А комментарии со сравнениями так и летели. Меня очень это раздражало, ведь почему, если пишешь море, то ты сразу Айвазовский? Да, это классик. В своё время великий художник, снимаю шляпу.

Но наши стили сильно отличаются. Если он был приверженцем реализма (в комментариях люди очень невежливо меня поправляли, что романтизма), то у меня свой стиль. Я не стремлюсь к тому, чтобы быть чьей-то копией, как и не стремлюсь к реалистичной картинке в своём искусстве. Мне нравится создавать пейзажи, такими, какими я их вижу. Грубыми линиями, нереалистичными переходами. И мне в целом не нравятся реалистичные картины. Красиво, не спорю. Но зачем помещать себя в рамки того, что в наше время можно легко сфотографировать или своими глазами увидеть в природе? Это искуссно выполненные фотографии. Я не могу увидеть в таком личного стиля и видения художника, не вижу смысла и эмоций. Для меня они слишком поверхностны.

Фото используется с разрешения художницы
Фото используется с разрешения художницы
У тебя есть какое-то художественное образование или ты самоучка? Как давно ты рисуешь? Какой совет дашь тем, кто только задумывается о карьере художника?

Чистая самоучка. Художки это не про меня. И дело не в том, что я неуч, который не хочет обучаться чему-то новому. Тут скорее восприятие. Не люблю академические школы рисования за шаблонность. Голова Давида, натюрмортики с вазой и складками ткани, типичные пейзажики с берёзками. Я не обесцениваю! Кому-то, кто собирается работать в классическом стиле, действительно нужно такое обучение. Но в художках, как правило, нет креатива. Только твёрдые рамки, а такое не по мне. Может, мои картины и неидеальны в плане академического рисунка, но я к этому и не стремлюсь. Мне важнее передать эмоцию, порыв.

Занимаюсь я рисованием уже 13 лет. Совет новичкам? Не останавливаться и продолжать, если лежит к этому душа. Важно всегда помнить, что до достижения цели может оставаться один шаг. Ты никогда этого не узнаешь. И если не попробуешь, можно упустить шанс.

— Как к тебе пришла идея котизации? Расскажи немного об этом направлении твоего творчества.

— Котизация — мой стиль, в котором я изображаю известных персонажей или какие-то особо интересные предметы в виде котеек. Так у меня были Сильверлап (по мотивам Джонни Сильверхенда из игры Cyberpunk 2077), кот-2D (персонаж из музыкальной группы Gorillaz) и кот-драгонфрут.
С детства рисовала котов. Нравились мне эти смешные шерстяные и, по-своему, грациозные животные. Рисовала их не переставая, именно с них и началась моя бесконечная любовь к рисованию. В подростковом возрасте уже рисовала всё подряд, позже перешла к пейзажам. И только пару лет назад решила вернуться к котам. Такая, дань прошлому, можно сказать.

Фото используется с разрешения художницы
Фото используется с разрешения художницы
— Какие свои картины считаешь самыми лучшими? Под влиянием каких эмоций они написаны?

— Думаю, лучшие картины, которые написаны под воздействием сильных эмоций. Не важно, отчаяние, боль или самая большая радость. Лучшими точно могу выделить две. Моя самая большая на данный момент картина с волной, проданная в 2021 году. Её размер 120×80, кажется, и с ней я переживала только самые яркие эмоции. Картина долго путешествовала со мной с квартиры на квартиру, пока я её создавала. Часть сделала тогда, когда вернулась после травмирующей операции, и мне было очень тяжело и физически, и морально. Часть писала под классные фильмы, сидя с близкой подругой. А часть, когда была абсолютно счастлива.

И вторая картина не была продана, и до сих пор висит над моей кроватью. У неё очень сложная и эмоциональная история. Это памятная картина, о моём любимом коте мейн-куне Дяшке. Он поддерживал меня в самые трудные времена и был со мной весь мой путь художницы. Он ушёл из жизни очень рано, и полотно было создано буквально из слёз. Я писала её около недели, не могла прийти в себя, слёзы застилали глаза, подолгу плакала и не могла это принять. Краска смешивалась со слезами. Так я приняла его уход и простилась с ним.

Фото используется с разрешения художницы
Фото используется с разрешения художницы
— С какими сложностями сталкивалась? Бросала ли рисование?

— Не бросала, никогда такого не было. Были только перерывы в бурные подростковые годы, когда жизнь вокруг меня закручивалась так, что не было времени остановиться и порисовать. А вот сложности всегда были, есть и будут. Страх быть непонятой. Страх остаться без денег. Или страх провального проекта. Но это всё проходит, если продолжать творить, несмотря ни на что. Главное не останавливаться на достигнутом!

— Часто ли люди говорят, что ты похожа на Джинкс из Лиги Легенд – игры и одноимённого сериала? Как ты к этому относишься? Не хочешь ли сделать  косплей на Джинкс?

— Да! Да! Да! И ещё раз да! Хочу сделать полноценный косплей на Джинкс летом. Я не так сильна в воссоздании образов на себе, но попробовать однозначно стоит. Мне очень симпатизирует Джинкс. В тиктоке меня довольно часто сравнивают с ней, хотя я и не вижу особого сходства. Разве что волосы голубого цвета.

Ты представляешь лагерь традишки в большей части. Какие советы дашь тем, кто хочет рисовать на холстах, пафосно кружась возле мольберта?
Фото используется с разрешения художницы
Фото используется с разрешения художницы

Кружиться возле мольберта вовсе не надо, хи-хи. Я, например, совсем не пафосно расстилаю специальный рабочий плед на кровати и пишу картины в самых странных позах. Только в фильмах художники это пафосные создания, с идельной осанкой, с чистейшей аккуратной палитрой задумчиво держат кисть. В жизни всё с точностью, да наоборот. Советы всё те же. Никогда не останавливайтесь на достигнутом, экспериментируйте. Чем больше экспериментов, тем лучше. И не обращайте внимания на хейтеров. Не дайте себя сломить. Главное правильно поставить вопрос к себе. Например, не "Почему у меня ничего не получается? Я бездарность!", а "Что мне мешает рисовать так же классно, как этот художник? Я могу и лучше, главное побольше стараться!"