Вид сценического представления, который уходит от художественного вымысла к фактам и свидетельствам — и при этом остается живым и искренним. Причины его успеха у зрителей ищите в тексте Дарьи Пановой.
Документальным называют театр, в основе спектакля которого лежит документ, свидетельство о чём-то случившимся на самом деле. Глобальный запрос на документальность и нон-фикшн формировался со второй половины XX века, в противовес пропаганде, предвзятым мнениям и домыслам. В 60-е годы прошлого столетия документальный театр активно развивался и обретал всё большую популярность. Однако само понятие «документальный театр» появилось ещё раньше.
Режиссёр-экспериментатор Эрвин Пискатор к чьему опыту потом обращался Бертольд Брехт в «Теории эпического театра», в 1925 году поставил в Берлине документальный спектакль «Вопреки всему». На то, что сейчас называют документальным театром, была похожа «Живая газета» творческого объединения «Синяя блуза», которое существовало в СССР в 1920-х – начале 1930-х годов. Артисты показывали театрализованные представления по мотивам новостей из газет.
Вербатим, свидетельский театр и байопики на сцене
Между документальным театром и вербатимом часто ставят знак равенства. Это не совсем верно: вербатим – одна из распространенных техник в документальном театре. Вербатим-спектакль выстраивается на материале интервью. Актеры на сцене повторяют то, что сказали респонденты — говорят словами реальных людей, а не вымышленных персонажей. Классический образец пьесы-вербатима – «Дознание» Петера Вайса. Эта постановка основана на протоколе судебного процесса над нацистами. По легенде, «оратория из 11 песен» — так определял её сам автор — была сначала отклонена со словами «слишком страшна для театра».
В свидетельском театре, другой разновидности документального театра, на сцене вообще появляются не актеры, а свидетели — очевидцы или участники событий, о которых говорит спектакль. Речь уже не идёт об игре или перевоплощении, люди напрямую — «без масок» — рассказывают о своем опыте. Режиссеры документальных спектаклей ищут новые способы взаимодействия с аудиторией, включения её в события. Если одна из ключевых идей документального театра — дать слово реальным людям, тогда почему бы не дать слово зрителям? В некоторых спектаклях им дают возможность самим вслух прочитать текст, стать частью актерского состава или полноценно рассказать свою историю — выйти на сцену в качестве свидетеля событий из собственной жизни.
Режиссеры регулярно экспериментируют с жанром. Уже не один раз на афишах появилось сочетание слов «документальная опера»: спектакль о жизни академика Сахарова «Аскет»в театре «Практика» и «Мельников. Документальная опера» в театре «Антреприза». Это совсем не соответствует стереотипу о «сухости» и неизящности документального театра. Как и жанр спектакль-прогулка, который предполагает передвижение зрителей по городу в сопровождении актеров. Документальный театр не может законсервироваться в однообразных приемах, поэтому поиски и эксперименты продолжаются.
Где можно посмотреть?
Главная площадка, где ставят документальные спектакли в России – Театр.doc. Он был основан в Москве в 2002 году Еленой Греминой и Михаилом Угаровым. Михаил Угаров – автор термина «ноль-позиция» — это о том, как нужно подходить к восприятию событий, которые будут задокументированы на сцене. Нужно сбросить с себя прошлый опыт и относительно нового материала стать чистым листом. Не притворяться, а выдавать искреннюю реакцию.
Эксперименты с документалистикой были во многих известных театрах. В 2016 году в «Гоголь-центре» Кирилл Серебренников поставил документальный спектакль «Похороны Сталина», он был показан только один раз, но запись спектакля была выложена в открытый доступ и доступна до сих пор, даже несмотря на то, что театр был закрыт в 2022 году.
Популярность набирают фестивали документального театра, такие как «Re: док» в Санкт-Петербурге и международный «Brusfest» в Москве. Если первый фестиваль полностью организует Театр.doc — и спектакли, и эксперты там из этого театра, то «Brusfest» знакомит зрителя с спектаклями и лабораториями зарубежных и региональных российских театров за последний год. Это – важное напоминание о том, что документальный театр не концентрируется в одном месте, а вполне может существовать повсюду.
Коллективная травма на российской сцене
«О чём документальный театр в России? — вопрос, на который можно ответить так — О людях и о человеке». О людях — спектакли на остросоциальные или политические темы, о процессах и явлениях в обществе, о которых нельзя молчать. Спектакли, которые скорее рассматривают какую-то ситуацию всецело и, скорее, беспристрастно, даже если источники субъективны. «Похороны Сталина» Серебренникова, «150 причин не защищать Родину» Елены Греминой — из таких. Это исследования исторической ситуации, черты которой можно увидеть в том, что происходит в настоящем.
Отдельно стоит выделить спектакли, посвященные событиям, с которыми их разделяет маленькая временная дистанция. Чтобы работать над ними, нужна особая смелость: это живой нерв, тема, вызывающая у зрителя особо сильные эмоции. Сфальшивить или злоупотребить актуальностью недопустимо. Для Театра.doc такие спектакли представляют особую ценность – так сказано на его сайте о спектаклях «Час восемнадцать», «Война близко» и «Болотное дело». Ставить такое – риск: театр действительно неоднократно сталкивался с проблемами и несколько раз был вынужден менять адрес.
Спектакли о человеке работают с личными историями:
- о любви —«24 плюс (возрастное ограничение)» Михаила Угарова, «Тюремный психолог. История любви» Дарьи Михайловой;
- о взрослении — «Взрослые снаружи» Михаила Угарова;
- о женской идентичности —«Она это мы» Лидии Руссковой
и обо всём, о чём важно сказать.
Такие спектакли могут не вызывать общественный резонанс, они могут не пытаться изменить ситуацию, но отказаться от них — значит отказаться от человеческого, личного в театре. В русском документальном театре немало авторефлексии: в репертуаре «Театра.doc» есть спектакли о прошлом самого театра. Совсем недавно, 14 февраля, театру исполнился 21 год. В этот день состоялась премьера спектакля «Троекурово» — «водевиля.doc», как назвали его режиссёры Андрей Родионов и Екатерина Троепольская. Спектакль посвящён памяти Елены Греминой, Михаила Угарова и Дмитрия Брусникина и сочетает в себе фантастический сюжет и опору на документальные источники.
Этичность жанра
Создавая спектакли на «живом» материале, авторы сталкиваются с вопросами этики. Как говорить о страшных событиях? Как говорить с респондентами? Как играть реальные истории? Есть ли в них вообще место «игровому»? Театральный критик и театровед Павел Руднев выделяет пять этических принципов:
- Недопущение «зоологического» подхода: нельзя свысока смотреть на людей, чьи слова используешь, ни в коем случае нельзя воспринимать их как низших существ;
- Недопущение стигматизации;
- Отказ от вынесениях приговора чужим действиям с позиции собственной правоты — постановка должна ставить вопросы, но не отвечать на них;
- Недопущение монетизации документального театра: нельзя делать деньги на чужом горе;
- «Ноль-позиция» при работе с материалом, живая реакция без предвзятости и наигранности.
Это заповеди документального театра, которым обязан следовать любой профессионал. Они не избавляют от вопросов: не прекращаются споры о том, кому правильнее и честнее дать голос в документальном театре. Тем, кому труднее всего быть услышанными, например, людям с инвалидностью из регионов? Не будет ли это зоологическим подходом и увеселением через страдания менее привилегированных людей? Людям, близким к театру? Это не очень репрезентативный подход, как будто делающий документальный театр уделом избранных.
Неразрешённые вопросы по-прежнему существуют, и это значит,что искусству документального театра — противоречивому, сложному, граничащему с публицистикой и социологией — стоит продолжать жить и развиваться.
Текст: Дарья Панова