Найти тему

Хорошая девочка Катя


- Дурацкие слова, не буду их учить! - скомканная бумажка врезалась в дальний угол стола и отрикошетила в стену. - И вообще, кому он нужен, этот английский! У нас все по-русски говорят.

Я в очередной раз дала себе слово больше никогда, ни при каких обстоятельствах не брать в работу пятиклассниц, особенно если в уроках заинтересованы только родители, а у самой ученицы интереса ноль. Вот спрашивается, оно мне надо?

Но сейчас уже вляпалась, и поздно отступать. Занятия с Катей лучше бы не бросать, иначе пострадает не только сама ученица, но также и моё самоуважение, и рейтинг на сайте репетиторов, если родители выдадут гневный отзыв. Итак, какие у меня варианты в этой ситуации?

1. Развернуться и уйти. Ну правда, терпеть пустые истерики я не нанималась. Но это всегда успеется, попробую всё-таки справиться, и да поможет мне опыт!

2. Жёстко призвать к дисциплине. Переломить и принудить эту кроху я, конечно, могу без большого труда. Но что будет дальше? Мы с ней станем врагами? Дети почти всегда переносят своё отношение к учителю на предмет изучения. Слишком строгий и нечуткий учитель может привить ненависть к предмету на всю жизнь. А моя задача этому прямо противоположна - поселить и развить в ребенке мотивацию. Я должна представить альтернативу жёсткому школьному подходу, ведь меня наняли в том числе и для этого.

3. Начать с очевидного - спокойно объяснить человеку, для чего ей в жизни пригодится английский. Похоже, что просто никто не потрудился рассказать об этом девочке до меня. Возможно, с этим как-то связано, что, хотя ребенок учит язык четвертый год, результатов практически нет. Но если я сейчас пойду у неё на поводу, не буду ли я выглядеть слабачкой? Надеюсь, что нет, ведь на моей стороне большая уверенность, опыт и сила.

Я закрыла и отодвинула учебник. Плевать, если мы не успеем как следует подготовиться к завтрашнему школьному диктанту. Тот разговор, который я сейчас задумала - важнее.

Прошло три месяца.
За это время Катины отношения с английским языком заметно прогрессировали, как и наши с ней личные отношения. На очередном занятии Катя сидит напряжённая, как будто её что-то беспокоит. Я терпеливо жду, и наконец она озвучивает вопрос:
- А теперь, когда у вас своя школа, вы не перестанете со мной заниматься?
Сам ребёнок вряд ли подумал бы об этом. Наверное, тема поднималась в семье.
- Катенька, до конца учебного года я тебя уж точно не брошу.
- Ура!!! - Катя радостно подпрыгивает на стуле, снова становясь свободной и любимой моей егозой. И тут же подозрительно прищуривается:
- А на следующий год?
На этот вопрос ответить труднее, потому что мне действительно становится накладно выделять время на разъезды по чужим домам.
- Там видно будет. Может быть, ты станешь взрослее и будешь приезжать ко мне сама?
- Это вряд ли, меня не отпустят, - огорчается Катя. Я бы сейчас её обняла, но знаю, что она не любит прикосновений. И я обнимаю малышку мысленно, и она это чувствует наверняка.

Прошёл ещё месяц.
- Сегодня была контрольная, и нам ничего не задано.
- Отлично. Давай тогда сочинять истории? - предлагаю я. Это одно из любимых Катиных занятий, ведь она уверена, что выдумывать смешные и глупые приключения - это не настоящее занятие, а самое что ни на есть отвязное хулиганство. Совершенно не замечает, как мы при этом круто прокачиваем и лексику, и грамматику, и разговорную речь!
- А давайте посмотрим, что дальше в учебнике? Там интересно! - совершенно неожиданно просит Катя. Я иду на поводу, ведь идея, что учебник может быть интересным, это что-то новенькое для нас. - Ух ты, тут снова Past Simple, это моё любимое время!
- Кать, можно я тебя буду брать с собой в кармашке на уроки для взрослых? Ведь у меня есть взрослые ученики, которые этого времени боятся.
Ребёнок счастливо улыбается и кивает:
- Там же так просто, там просто ставится was... И просто ставится did... Кстати, а расскажите мне, пожалуйста, когда нужно did, а когда was, я не понимаю, - Обалдев от такого энтузиазма, я с удовольствием рассказываю. - А давайте я вот эти упражнения сделаю, чтобы точно понять?
Преподаватель в счастливом ауте.

Конечно, полной безоблачности в жизни не бывает. Девочка в принципе чудесная, но до конца никуда не исчезла ни её избалованность, ни перепады настроения. Но мы научились с ними сосуществовать, нащупали точки баланса. Теперь, если Катя снова принимается истерить на тему "этот дурацкий английский", я сразу включаю железную строгость и холодно призываю её к порядку. И надо отдать должное, детка моментально берёт себя в руки, вежливо просит прощения (сама, это не моя идея), и через секунду у неё снова есть добрая и весёлая, хотя и требовательная я.

Вот как-то так и живём.
Но пятиклассники - это ужас!
Хотя как их не любить...