"Тар" - ещё один фильм-номинант на главный Оскар в этом году. Не собиралась его изначально смотреть, описание навевало много скучных мыслей про очередную поделку на тему феминизма, но очень уж захотелось увидеть, за что же все прочат третий Оскар Кейт Бланшетт, которая уже получила главные призы за роль в "Тар" на Золотом Глобусе, BAFTA и Венецианском кинофестивале.
"Тар" - фильм-бенефис актрисы, причём до такой степени, что напоминает книгу, написанную от первого лица. Бланшетт участвует во всех сценах, происходящее мы видим её глазами. 2,5 часа погружения в мир героини, которые вроде бы рассказывают о любимых сейчас западных темах metoo и сильной женщины (конечно, соответствующей повестке opиентации), но раскрывающих тему с такой стороны, что местами при просмотре невольно начинаешь улыбаться, считывая аккуратно спрятанный, но жёсткий сарказм.
Итак, Лидия Тар (Бланшетт) - гениальный дирижёр, чьему успеху завидуют коллеги-мужчины и в которую влюбляются молодые оркестрантки. У неё есть успешная карьера, жена (коллега по оркестру), закрывающая глаза на её измены, и дочь (видимо, приёмная). В первой же сцене интервью нам рассказывают про достижения Тар. Бланшетт уверенно общается, шутит и в том числе поправляет интервьюера, когда он пытается применить феминитив к её профессии. Тар говорит, что она дирижёр и это название профессии, которой не требуется никаких феминитивов. За это отдельный респект авторам, меня феминитивы тоже бесят. Этой фразой, кстати, нам намекают на содержание фильма, в котором, удивительно, но пол героя оказывается неважным. Уже в одной из следующих сцен с учениками идёт и следующая "крутая издевка". Студент - "чернокожий пaнceксуaл", как он себя называет, говорит о том, что не любит Баха, поскольку тот был белым мужчиной, католиком и отцом 20 детей. Нет, Тар не бросается на него с оскорблениями "да как ты посмел", она просто медленно, слово за слово, размазывает парня. А режиссёр даёт нам новый намёк: мы сегодня говорим о том, можно ли судить гения за его цвет кожи, убеждения и поступки.
Весь первый час фильма - это диалоги. Шикарные диалоги о музыке, о талантах, о судьбе композиторов и дирижёров. Мне было очень интересно слушать. За плечами все же музыкальная школа, я люблю классику и отличаю 5-ю симфонию Бетховена от 40-й Моцарта, а легаго от стаккато. Термины и имена слух не резали, хотя допускаю, что человеку совсем незнакомому с классической музыкой эти диалоги воспринимать может быть сложновато. Посредством диалогов нам постепенно раскрывают героиню. Женщину умную, жесткую, целеустремленную, уверенную в себе. Она на пике - славы, карьеры. Ну а если герой начинает фильм с пика, значит, как правило, дальше мы будем наблюдать за его падением.
Второй час фильма лично для меня немного проседает, потому что уже по намекам из первого становится более или менее понятно, о чем пойдет речь. Была какая-то студентка, она пoкoнчила с собой. Тут же параллельно отношения с помощницей, которая ждет карьерного роста. Тут же новая виолончелистка - молодая и талантливая, на которую переключается героиня Бланшетт. На самом деле, нам показывают совершенно обычное поведение “злодея эпохи metoo”. Если вы смотрели сериал “Утреннее шоу”, там очень хорошо были разобраны подобные проблемы, только вместо музыкальной среды - телевидение, а вместо дирижера - ведущий (Стив Каррелл). И “Тар” - не единственный фильм на эту тему. Он не делает никаких открытий. Свежесть его заключается в том, что злодеями могут выступать не только белые гeтepo мужчины, но и женщины-...янки. Другой момент, что если то же Утреннее шоу показывают ситуацию с разных сторон, многие фильмы сосредотачиваются на жертвах, то здесь одна оптика - мы все видим глазами Тар. Я понимаю, что так и задумано, но мне несколько не хватило полной картинки. Режиссер как и в случае с диалогами о музыке ничего не разжевывает - понимайте сами, достраивайте в уме, смотрите с позиции героини. А она искренне не понимает, а что не так? Тар - натура творческая. Она привыкла брать то, что ей хочется, и выбрасывать, когда ей это надоедает. Я не могу здесь сказать, что Бланшетт играет “злодейку”. Ее героиня живет и мыслит в несколько иных категориях. Она увлечена музыкой и собой. Ее вдохновляет новая влюбленность - отлично. Как только ей надоедает, она переключается, а объект выпадает из поля внимания, становясь лишь чем-то, что отвлекает от других дел. А то, что этот объект страдает, что страдает ее семья - для нее не имеет значения. Она же творит нечто большее, чем все остальные. Она субъект, а они объекты.
Но дальше что? Мы наблюдаем прекрасно сыгранную драму о культуре отмены, но для меня почти вплоть до финала было непонятно высказывание режиссера. Я понимаю, что авторское кино часто не выносит итоговую мораль, оставляя ее на суд зрителя. Но здесь я увидела одну важную сцену в конце, которая добавила “плюсов” фильму.
СПОЙЛЕРЫ К ФИНАЛУ. Ближе к концу Тар в родительском доме смотрит выступление дирижера на старой кассете и слышит слова о том, что музыка - это язык, который может выразить те чувства, которые невозможно выразить словами. И у нее катарсис, она рыдает. Для меня эта сцена про то, что героиня осознает, что единственной любовью и предназначением ее в жизни является музыка, а она ради сиюминутных удовольствий типа славы или новой красивой девушки, разрушила дело своей жизни. И это осознание дает ей силы двигаться дальше. Творить, пусть уже в бедной стране в маленьком зале, где она как те крокодилы из диалога на лодке. “Они выживают”. Есть музыка, есть слушатели, а значит есть ради чего жить.
С чего я начинала этот пост? Что хотела посмотреть на Кейт Бланшетт. Смотрела минут 10, а дальше я видела только Тар, саму героиню. И это и есть, на мой взгляд, высший актерский пилотаж. При всем уважении к ее соперницам на Оскаре, и к Мишель Йео из “Всё, везде и сразу”, и к Мишель Уильямс из “Фабельманов”, для которой это 5-я номинация и которая мне тоже очень нравится (работы остальных актрис я не видела), у Бланшетт в “Тар” просто другой уровень, 3-й Оскар будет абсолютно заслуженным.
А фильм рекомендую всем, кто любит интеллектуальное кино с прекрасной актерской игрой, ну и, конечно, музыку.
Смотрели этот фильм? Как думаете, получит ли Кейт Бланшетт третий Оскар?
P.S. Если вам понравилась публикация, не забудьте поставить лайк и подписаться. Это очень поможет развитию канала📖