1952 год, Нью-Джерси, первый поход в кино для шестилетнего Сэмми. Папа рационально объясняет изумленному малышу с распахнутыми глазами что-то про гигантский фонарик, 24 кадра в секунду и инерцию зрения. А мама произносит фразу, которая делает все понятной:
«Кино словно оживший сон, который не забывается».
Гениальный инженер-папа (Пол Дано), у которого все разложено по полочкам и каждый пенни на счету, и взбалмошная творческая мама (Мишель Уильямс), влюбленная в музыкальную стихию. Мама могла бы стать талантливой пианисткой, но дети и быт не дают ей погрузиться в партитуру.
Стивен Спилберг снял автобиографический фильм — с нежностью, грустью, ностальгией. Но и с рассказом о детских обидах — на то, что его не всегда понимали дома, на развод родителей, на антисемитизм, с которым ему пришлось столкнуться в школе в Калифорнии, куда переехала семья.
Спилберг сам вырос в ортодоксальной еврейской семье, причем его дед и бабушка по отцовской линии были выходцами из России. В фильме эти моменты тоже обыгрываются — на Рождество единственный дом, не украшенный светящимися гирляндами — дом, где живут Фабельманы.
А на семейных посиделках они хором поют «Калинку-малинку» на ломаном русском.
А так — вполне обычная семья со своими проблемами. Только старший сын все больше любит смотреть на мир через объектив подаренной ему кинокамеры. И снимает, снимает, снимает кино.
В нем удачно сошлись мамина неумная творческая энергия и папин инженерный склад ума — Сэмми умудряется не только придумать сценарий и прочувствовать то, что должны передать актеры. Он знает, как сделать, чтобы при просмотре кино игрушечные револьверы начали стрелять — под восхищенные крики зрителей: «Как, ну как ты это сделал?»
Ну а дальше — классика. Сэм хочет снимать кино профессионально. А папа хочет, чтобы сын получил настоящую профессию. Неизбежный конфликт отцов и детей, доказывание изо всех сил, что выбранный путь в согласии с мечтой — единственно верный, и неизбежность родительского принятия и поддержки.
Сэм (Гэбриэл Лабелль) внешне очень похож на молодого Спилберга.
«Фабельманы» — это история взросления, драматичная история поисков себя и творческого становления.
«Семья и искусство разорвут тебя надвое» — обещает Сэму брат бабушки со стороны мамы, одинокий человек искусства, отдавший жизнь цирку, по имени Борис Подгорный.
И Сэм пытается решить для себя, что ему важнее. Служение кинематографу с полным самоотречением или все же отношения с девушкой, ведущие к созданию семьи.
«Класть голову в пасть льва — это ерунда. А вот чтобы ее не откусили — это уже искусство. Искусство опасно, как львиная пасть. Ты останешься один», — пророчит двоюродный дед, который знает, о чем говорит.
Но перед глазами — пример мамы, которая предала искусство, чтобы не остаться одной. У нее чудесный любящий муж (а также свекровь в придачу), четверо детей и… депрессия.
А киносъемка увлекает Сэмми с каждым днем все больше. Кино — терапия для семьи, когда семейная лодка начинает разбиваться о быт и давать трещины.
А иногда кинопленка может сконцентрировать то, что не видно обычным глазом. Нечто неочевидное, но важное. Ох уж это ее свойство останавливать и возвращать нам прожитые мгновенья! Ох уж эта все преображающая волшебная сила искусства!
В конце концов, полистать семейный альбом Спилберга, где собраны эпизоды про его детство и юность, само по себе увлекательно. Хоть и длится фильм 3 часа.
И особенно приятно увидеть в финале вприпрыжку спешащего к своей мечте Сэмми, которого воодушевляет грядущая встреча с прекрасным.
Ведь мы-то знаем, что будет дальше — фильмы, слава, успех, три статуэтки «Оскар»...
Принесут ли «Фабельманы» четвертого «Оскара» — скоро узнаем и это.
Кадры из фильма с сайта Кинотеатр.ру.
О других фильмах, номинированных на "Оскар" в этом году, я писала здесь:
А о фильме Стивена Спилберга - здесь:
Не забудьте поставить 👍, помогите развитию канала!