Найти в Дзене
Navygaming Channel

"U-boot" на коммуникациях: три похода и три результата/ 1940 год - поход U-48

Подводная война на море всегда безжалостна и жестока, но часто начинается она "чинно" и "благородно". Так это было и в годы Первой мировой войны, так было и в годы Второй мировой. Первые атак­и, как правило проводились по правилам призовой подводной войны, встреченное судно останавливалось, осматривалось, после чего или топилось или отпускалось. Но бывали и исключения - вспомним случай с лайнером «Атенния». Однако в дальнейшем действовать по правилам становилось все сложнее и опаснее. Обе воюющие стороны постепенно нарушали одно за другим соглашения из области морской торговли. Англичане как в Первую мировую начали вооружать торговые суда, например. В итоге 18 августа 1940 года немцы объявили, что будут вести неограниченную подводную войну. В таких условиях никакой нейтральный флаг не может служить гарантией безопасности, так как атаки будут проводиться без предупреждения.

Такое решение привело к росту результативности немецких подводных лодок на коммуникациях противника, что было серьезным ударом по британскому судоходству. Но, с течением войны условия, в которых действовали немецкие подводники, значительно менялись. Совершенствовались средства противолодочной борьбы, отрабатывались новые тактики поиска и уничтожения вражеских субмарин, начинали действовать авиация и т.д. Этот прогресс в развитии противолодочной обороны и регресс в успешности немецкого подводного флота можно проследить на примере трех походов разных немецких лодок, совершенных ими в разный период времени, например, в 1940, 1943 и 1945 годах.

К лету 1940 года подводная лодка U-48 считалась очень результативным кораблем, а два ее командира за полный год войны стали кавалерами Рыцарского Креста. В немецком флоте первые годы войны практиковалась ротация командиров лодок, что позволяло поднять общий уровень подготовки экипажей, и надо признать - это у них получалось. В августе 1940 года подводную лодку принял капитан-лейтенант Хайнрих Блейчродт (Генрих Блайхрод) и у него было определенные "планы на Рыцарский Крест". И надо отметить, эти планы он достаточно реализовал.

Капитан-лейтенант Хайнрих Блейчродт (Генрих Блайхрод) - командир U-48 в ее девятом походе
Капитан-лейтенант Хайнрих Блейчродт (Генрих Блайхрод) - командир U-48 в ее девятом походе

12 сентября 1940 года подводная лодка Хайнриха вышла в поход из Лорьяна - позиция находилась не далеко, в английских водах в районе Северного Канала. И уже на третий день, 15 сентября командир получил шанс отличиться. Он встретил большой тихоходный конвой SC3, охраняемый всего одним шлюпом. Подождав темноты, Блейчродт вышел в атаку и последовательно потопил греческий пароход «Александрас» (4343 брт), шлюп «Данди» (1060 т), английские транспорты «Эмпайр Волонтер» (5319 брт) и «Кенордок» (1780 брт).

Затем, лодка отошла от конвоя, и экипаж получил отдых и возможность подготовиться к новому бою. Вскоре обогнав конвой по поверхности, лодка легла на грунт и стала ждать. Только наступило 18 сентября, как мышеловка захлопнулась. Блейчродт, как и ранее, стрелял одиночными торпедами прицельно, выбирая наиболее крупные цели.

-2

Успех был более весомее, чем 15-го сентября - три английских транспорта: «Сити оф Бенарес» (11081 брт), Марина» (5088 брт) и «Магдалена» (3118 брт). На эти атаки ушли почти торпеды и запас темного времени.

Английский лайнер "Сити оф Бенарес", перевозящий детей.
Английский лайнер "Сити оф Бенарес", перевозящий детей.

Особое внимание следует уделить гибели лайнера "Сити оф Бенарес". Лодка атаковала конвой ровно в полночь, выбрав целью самое большое пассажирское судно, шедшее первым в центральной колонне. Это был «Сити оф Бенарес», который удалось поразить лишь третьей торпедой, но она стала роковой для парохода и его пассажиров. После торпедирования судно продержалось на плаву около 15 минут. На борту не было паники, но за такой короткий промежуток времени «Сити оф Бенарес» успел спустить на воду все шлюпки, и тем более - разместить в них всех пассажиров. Ситуация осложнялась тем, что на борту находилось около 400 пассажиров, из них - 90 детей, эвакуируемых в Канаду. Вскоре крен парохода усиливался, начиналась паника, люди стали прыгать за борт, надеясь быть подобранными шлюпками. В ходе рейса с детьми проводили занятия по спасению, но к сожалению, немногие из ребят вспомнили наставления капитана. Помешал ещё и шторм, вызвавший приступы морской болезни и по этим причинам большинство детей не смогли покинуть тонущий пароход. Ситуация осложнилась тем, что после атаки немецкой ПЛ конвой распался, и его суда разошлись в разные стороны, не оказав помощи «Сити оф Бенарес» и его пассажирам. Только через сутки на место гибели судна прибыл британский эсминец, который подобрал из шлюпок и воды 105 выживших; ещё 42 человека, дрейфовавшие в шлюпке, были спасены другим эсминцем. В результате атаки погибло свыше 250 человек, из них 77 детей.

Спасение выживших
Спасение выживших

Но немецкую лодку и ее командира в тот момент занимал конвой, и было видно, что дальнейшая погоня за SC3 становилась уже невозможной, так как он входил в зону действия береговой авиации. Но тут пришел на подмогу капитан-лейтенант Прин с U-47. Он обнаружил большой конвой НХ-72 (41 судно) и сообщил об этом. В время уже отрабатывалась тактика «волчьих стай», только лодки подходили к месту боя с соседних районов патрулирования, а не ходили особой группой, как это случалось позднее в Атлантике. Откликнувшись на координаты конвоя, переданные из штаб-квартиры U-48 успела к месту атаки. Последними оставшимися торпедами потопила английский пароход «Блайрангус» (4400 брт) и повредила «Броомпак» (5136 брт) - он смог дойти до места назначения, но позднее 25 июля 1942 года все-таки его потопила U-552.

Дорога обратно в базу заняла четверо суток, и 25 сентября Блейчродта встречали в базе. За 7 дней активных действий (15-21 сентября) он потопил 7 транспортов (35133 брт), один повредил (5136 брт) и отправил на дно шлюп «Данди». Без сомнения, даже на фоне побед того времени (только из конвоя НХ72 потоплено 12 судов) этот результат выглядел явной заявкой на Рыцарский Крест. Третий командир U-48 совершил на ней еще один поход, доведя счет побед до 13 и получил звание "рыцаря" 24 октября1940 года. Вообще, U-48 стала самой результативной лодкой Второй Мировой войны - 51 победа.

Возвращение в базу
Возвращение в базу

Конечно, не все походы немецких субмарин в этот период заканчивались так удачно и были настолько результативными. Но подобные походы были достаточно частыми, не даром осень 1940 года потом получила у немецких подводников название - "Золотая эра".

Однако времена меняются, и самые "тучные" года для "охоты" также проходят, но об это - чуть позже...

P.S.Командир U-48 (капитан-лейтенант Хайнрих Блейчродт (Генрих Блайхрод) дожил до 1977 года и спокойно умер в 67 лет. После войны, его обвинили в потопление «Сити оф Бенарес», сочтя нападение на судно военным преступлением, так как считали, что он намеренно атаковал пароход, заранее зная о нахождении на его борту детей. Однако Блейчродт был оправдан. Он утверждал, что лайнер был законной целью для атаки, так как шёл в конвое, и в то время он не знал о грузе и пассажирах судна.

Продолжение следует. ...