Найти в Дзене
ТВ ШКОЛА 5+

Задание 3 ЕГЭ по русскому языку: теория и практика. Привет, публицистический стиль!

Оглавление
Задание 3 ЕГЭ по русскому языку посвящено стилистическому анализу текста. Чтобы выполнить его успешно, учащемуся необходимо правильно определить стиль текста и выявить его лексические, синтаксические, морфологические особенности.
Также стилистический анализ опирается на умение выпускника работать с текстом (определять тему, идею) и требует от него знаний изобразительно-выразительных средств, которые можно встретить в задании № 26.

Мы с детьми анализ текста всегда начинаем именно с определения его стиля, опираясь на знания основных стилевых черт. Как же правильно определить стиль текста?

-2

Какими особенностями обладает публицистический стиль?

-3
В данной публикации расскажу об особенностях публицистического стиля и на практике разберу алгоритм решения задания 3 ЕГЭ по русскому языку.

Лексические особенности

Следует отметить, что у публицистического стиля много общего с художественным стилем речи. Чтобы эффективно воздействовать на читателя или слушателя, публицист использует эпитеты, сравнения, метафоры и другие образные средства, разговорные и даже просторечные слова, фразеологизмы. Однако стоит помнить о том, что основное назначение тропов в публицистике - воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чем-то, передача сведений, а в художественном стиле - создание художественных образов.

К эмоциональным средствам выразительности языка могут быть отнесены также риторические вопросы и обращения, лексические повторы, градация, вопросно-ответная форма изложения.

Эмоциональные средства языка сочетаются в публицистическом стиле со строгой логической доказательностью, смысловым выделением особо важных слов, оборотов, отдельных частей высказывания.

С какой трудностью Вы можете столкнуться, анализируя лексические особенности текста? Как правило, камнем преткновения может быть обычная невнимательность учащегося. Поэтому необходимо внимательно читать примеры, данные в скобках, чтобы убедиться в том, что все слова соответствуют названной позиции (фразеологизм, эпитет, научная лексика, общеупотребительная и т.д.)
-4

Синтаксические (анализируем предложение) и морфологические (употребление частей речи) особенности.

Морфологической особенностью публицистического стиля является частотное употребление в нём формы родительного падежа, преобладание формы глагола 3 лица (подумают, решат, принимает решение) над формами 1 и 2 лица.

В публицистике единственное число часто используется в значении множественного: русский человек всегда отличался своей понятливостью и выносливостью.

Характерно и употребление несчитаемых существительных в форме множественного числа: настроения, разговоры, свободы, круги, поиски и т.д.

Повелительная форма глагола в публицистике используется как средство привлечения внимания собеседника: посмотрите, давайте подумаем, вспомните, обратите внимание.

Иногда встречаются стилистически возвышенные формы творительного падежа: властию, жизнию, страною, кровию.

Форма прошедшего времени более частотна в сравнении с другими стилями: У него украли бумажник. Преступник сбежал после вынесения приговора.

Для синтаксиса этого стиля речи характерно использование однородных членов, вводных слов и предложений, причастных и деепричастных оборотов, сложных синтаксических конструкций.

О средствах языковой выразительности я просто и доступно объясняю в данной публикации:

ЗАДАНИЕ 26 ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. КАК СБРОСИТЬ ГРУЗ С ПЛЕЧ?
ТВ ШКОЛА 5+10 мая 2022

Итак, предлагаю на практике закрепить полученные знания.

Анализируем особенности представленного ниже текста и определяем его стилистическую принадлежность.
-6
Текст относим к публицистическому стилю, так как сразу же обращаем внимание на использование автором вопросно-ответной формы изложения («Что же такое эта память? Память - это важная способность людей удерживать в своём мозге мысли…»), на использование ведущего типа речи в нем (рассуждения), так как публицист стремится дать ответ на вопрос: почему память необходимо тренировать, также в тексте используется общеупотребительная лексика (человек, люди, ответ и т.п.), общенаучная (память, способность).

Итак, определившись со стилем, можно приступить к анализу вариантов ответов задания 3 ЕГЭ по русскому языку.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Индивидуально-авторский стиль текста создается при помощи использования авторских новообразований, изобразительно-выразительных средств языка.

Индивидуально-авторские новообразования, как правило, используются в художественном стиле. Например, звучальные дни, журчальная вода, перекликный петух и т.д. В данном тексте таких слов нет. Поэтому этот вариант ответа неверный.

2) Восклицательное предложение выполняет в письменной речи специфическую функцию, связанную со стремлением пишущего привлечь внимание к излагаемому.

В тексте отсутствуют восклицательные предложения, поэтому этот вариант ответа тоже неверный.

3) Своеобразно проявляется в языке текста категория лица: значение лица обычно является ослабленным, неопределенным, обобщенным: используется местоимение «мы» (авторское мы) для создания атмосферы объективности: «... мы способны предугадывать и планировать будущее».

Действительно, для создания атмосферы объективности автор в тексте использует местоимение мы («... мы способны предугадывать и планировать будущее», «чем мы отличаемся от животных…»)Поэтому этот вариант ответа верный.

4) Лексика публицистического стиля состоит из пластов: общеупотребительная лексика, общенаучная лексика - слова, при помощи которых можно описать явления и процессы в разных областях науки (механизм, память, способность), термины - слова, раскрывающие научные понятия.

Действительно, в тексте представлена общеупотребительная лексика, но термины, которые присущи научному стилю, отсутствуют. Поэтому этот вариант ответа неверный.

5) На синтаксическом уровне характерно наличие сложноподчиненных предложений, употребление обособленных оборотов, пояснительных членов предложения.

Итак, анализируем синтаксические особенности текста. Помните, что нужно проверить все позиции, фигурирующие в формулировке.
Ищем СПП (от главного предложения к придаточному можно задать вопрос)

В тексте находим сложноподчиненные предложения:

«Иногда люди спрашивают себя или других (О ЧЁМ?), чем мы отличаемся от животных.»

В психологии считается (ЧТО?), что взрослый человек в состоянии зaпомнить от двaдцaти тысяч слов до стa.

Однако существуют люди (КАКИЕ?), которые обладают феноменaльной пaмятью.

Теперь ищем обособленные обороты (причастные, деепричастные обороты, приложение) и пояснительные члены предложения.

Невероятным кажется способность человека, который всю жизнь считал, что он aбсолютно неспособен к иностранным языкaм, а попaв в чужую страну, в экстремальную ситуaцию, быстро и легко выучивaет чужой язык.

В предложении используется деепричастный оборот «попав (ЧТО СДЕЛАВ?) в чужую страну» (обособленное обстоятельство)

В русском языке пояснительными считаются любые члены предложения, которые поясняют значение стоящего перед ними слова. Обычно их можно узнать по союзам то есть, а именно, или.

Находим такую синтаксическую конструкцию в данном предложении:

«Память - это важная способность людей удерживать в своём мозге мысли, переживания, ощущения, действия, при необходимости обращаться к ним снова и снова, то есть пользоваться своим прошлым с пользой для будущего и настоящего».

В конце статьи привожу примеры ответов с сайта РЕШУ ЕГЭ.

-7

Дорогие подписчики, если Вам интересны мои статьи, то жду ваших отзывов, пожеланий, комментариев, лайков.

-8