Найти тему

Долгожданная лабораторная в 9 классе. Их так мало, но модификационная изменчивость располагает

Их, действительно, мало. А девятиклассникам так хочется что-то поделать руками. А мы им все теорию да теорию. Но в большой теме «Селекция» есть урок, который можно провести в формате лабораторной работы. Это «Модификационная изменчивость».

Фото с ресурса https://redbookrf.ru/sterlyad-acipenser-ruthenus
Фото с ресурса https://redbookrf.ru/sterlyad-acipenser-ruthenus

Я прожила в школе 26 лет. Теперь я счастливая неунывающая пенсионерка, дорвавшаяся до интернета. Люблю готовить, вышивать, гулять и смотреть кино. Делюсь с читателями всем, что есть за душой. А еще выкладываю на канале все, что наработала за школьные годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье!

Раньше, в советское время, и в девяностые, и даже нулевые эту работу проводили на примере фасоли. Ученикам задавали на дом изыскать пару десятков семян фасоли (обычно красной) и принести на урок. Линейкой измеряли длину каждого семени и строили замечательный (ибо наглядный) вариационный ряд, а потом и вариационную кривую.

На куске картона от конфетной коробки чертили систему координат, в которой горизонталь служила для расположения фасолин, а вертикаль показывала их размер. И семена наклеивали на этот листочек, точнее, в систему координат, при помощи канцелярского клея.

На фото листочек, который наклеивался на картонку, а потом на этот листочек клеили фасолины
На фото листочек, который наклеивался на картонку, а потом на этот листочек клеили фасолины

И пусть держался этот ряд недолго, зато намертво впечатывался в зрительную память.

Слайд из презентации для объяснения теории
Слайд из презентации для объяснения теории

Нынче такой номер не везде проходит. Нам запретили задавать ученикам задания со словом «принести». Дескать, не надо разорять родителей. Поэтому для тех, кто не горит желанием закупать фасоль и клей на всю параллель, предлагаю, как говорят дети, «лайтовый» вариант этой работы.

Еще один слайд для теории
Еще один слайд для теории

Конечно, он уже не сможет считаться лабораторной работой, скорее, практической. Хотя в некоторых методических пособиях порой и решение генетических задач относят к лабораторным работам. Ну, да ладно. Главное, что ученик хоть что-то сам делает.

Итак, мы представляем себе, что работаем на рыбоводческой ферме. Разводим стерлядь. Нам нужно узнать, как чувствуют себя мальки, а следовательно, какую прибыль мы сможем получить в скором времени.

Еще один урок-деловая игра, где мы с учениками - животноводы

Дальше ученики получают немного теории о связи модификационной изменчивости и условий жизни и приступают к решению «Задачи о мальках».

На фото бланк задания.
На фото бланк задания.

Работу можно организовать в парах или в группах. Можно придумать для каждой пары/группы свое задание: поменять вид рыбы и/или размеры мальков. Главное - чтобы ученикам было понятно, для чего это делается.

А вы проводите такую лабораторную работу?