Их, действительно, мало. А девятиклассникам так хочется что-то поделать руками. А мы им все теорию да теорию. Но в большой теме «Селекция» есть урок, который можно провести в формате лабораторной работы. Это «Модификационная изменчивость».
Я прожила в школе 26 лет. Теперь я счастливая неунывающая пенсионерка, дорвавшаяся до интернета. Люблю готовить, вышивать, гулять и смотреть кино. Делюсь с читателями всем, что есть за душой. А еще выкладываю на канале все, что наработала за школьные годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье!
Раньше, в советское время, и в девяностые, и даже нулевые эту работу проводили на примере фасоли. Ученикам задавали на дом изыскать пару десятков семян фасоли (обычно красной) и принести на урок. Линейкой измеряли длину каждого семени и строили замечательный (ибо наглядный) вариационный ряд, а потом и вариационную кривую.
На куске картона от конфетной коробки чертили систему координат, в которой горизонталь служила для расположения фасолин, а вертикаль показывала их размер. И семена наклеивали на этот листочек, точнее, в систему координат, при помощи канцелярского клея.
И пусть держался этот ряд недолго, зато намертво впечатывался в зрительную память.
Нынче такой номер не везде проходит. Нам запретили задавать ученикам задания со словом «принести». Дескать, не надо разорять родителей. Поэтому для тех, кто не горит желанием закупать фасоль и клей на всю параллель, предлагаю, как говорят дети, «лайтовый» вариант этой работы.
Конечно, он уже не сможет считаться лабораторной работой, скорее, практической. Хотя в некоторых методических пособиях порой и решение генетических задач относят к лабораторным работам. Ну, да ладно. Главное, что ученик хоть что-то сам делает.
Итак, мы представляем себе, что работаем на рыбоводческой ферме. Разводим стерлядь. Нам нужно узнать, как чувствуют себя мальки, а следовательно, какую прибыль мы сможем получить в скором времени.
Еще один урок-деловая игра, где мы с учениками - животноводы
Дальше ученики получают немного теории о связи модификационной изменчивости и условий жизни и приступают к решению «Задачи о мальках».
Работу можно организовать в парах или в группах. Можно придумать для каждой пары/группы свое задание: поменять вид рыбы и/или размеры мальков. Главное - чтобы ученикам было понятно, для чего это делается.
А вы проводите такую лабораторную работу?