Телевизионный фильм "Не бойся, я с тобой!" режиссера Юлия Гусмана, вышедший на экраны в 1981 году, имел большой успех у зрителей. В картине снимались известные актеры, звучали песни, которые быстро обрели популярность. Однако съемки были сложными - из-за опасных сцен возникали инциденты, а уже готовый фильм едва не оказался под запретом.
Телефильм "Не бойся, я с тобой!", снятый на киностудии "Азербайджанфильм" по заказу Гостелерадио СССР в 1981 году, стал третьей режиссерской работой Юлия Гусмана. Сам он говорил, что эта картина во многом определила его будущее.
Сценарий
Сценарий создали известные кинодраматурги Юлий Дунский и Валерий Фрид. "Они были для меня и старшие братья, и учителя, и вообще много для меня значили", - признавался Гусман, а сценарий "Не бойся, я с тобой!" называл совершенно блестящим. Дунский и Фрид известны работами в самых разных жанрах: драмой о событиях Гражданской войны "Служили два товарища", музыкальной картиной по мотивам сказок Андерсена "Старая, старая сказка", экранизацией пьесы-сказки Евгения Шварца "Тень", исторической мелодрамой "Сказ про то, как царь Петр арапа женил" по мотивам неоконченного романа Пушкина "Арап Петра Великого", драмой с элементами фильма-катастрофы "Экипаж". Поэтому неудивительно, что в сценарии "Не бойся, я с тобой!" сочетаются элементы разных жанров - мюзикла, комедии и того самого истерна, который появился в советском кино благодаря таким фильмам, как "Неуловимые мстители", "Белое солнце пустыни", "Свой среди чужих, чужой среди своих".
Ранее "Вестник Кавказа" рассказывал о создании "Белого солнца пустыни".
Где снимали
"Не бойся, я с тобой!" снимали в Ичери Шехер (Старом городе) в Баку, пригородах азербайджанской столицы, в живописном селе Илису Гахского района Азербайджана. В некоторых эпизодах зрители могут увидеть сооруженную там в XVII веке башню Сумуг-кала. Павильонные съемки проходили на "Азербайджанфильме".
Актеры
В фильме собран замечательный актерский ансамбль. В главной мужской роли сначала планировали снимать другого актера, а Полада Бюльбюль оглы пригласили написать музыку. Однако Гусман решил сделать кинопробы с ним и в итоге отдал роль Теймура Поладу Бюльбюль оглы. Главную женскую роль исполнила молодая азербайджанская актриса Гамида Омарова. В фильме снимались Лев Дуров, Сергей Юрский, Гасан Турабов, Мирза Бабаев, Александр Шаровский, будущий главный режиссер Азербайджанского государственного академического русского драматического театра, о 75-летии которого недавно рассказывал "Вестник Кавказа".
Для известного в Советском Союзе каскадера и циркового артиста Мухтарбека Кантемирова участие в картине стало своего рода дебютом. К тому времени он уже снимался в кино, но только в качестве каскадера. "Я боялся, что главную роль просто не потяну", - признавался Кантемиров. Однако, по словам артиста, Гусман "оставался непреклонен" и уверял, что у него "все получится". Именно Кантемиров порекомендовал пригласить на роль Сан Саныча Льва Дурова, с которым давно был знаком. Режиссер изначально рассматривал на эту роль Николая Караченцова или Ролана Быкова, но прислушался к совету Кантемирова. Кстати, сам Гусман тоже ненадолго появляется в кадре в самом начале фильма.
Какие сложности были на съемках
В фильме есть пожары, взрывы, погони, стрельба, герои постоянно попадают в экстремальные ситуации, как и положено по законам жанра. Поэтому на съемках возникали инциденты.
В одном из эпизодов главный герой находится на вершине башни, которую поджигают. Не обращая внимания на пламя, он поет "Как жили мы, борясь и смерти не боясь". Для безопасности Полада Бюльбюль оглы подстраховали веревкой, надежно прикрепленной к опоре. У пиротехников долго не получалось развести костер, наконец, один из них плеснул керосин, смешанный с соляркой. Из-за дыма актер начал задыхаться. "Мне реально стало плохо. Не было бы страховки - свалился бы в огонь", - рассказывал он.
Пострадал на съемках и Кантемиров - ему в ногу неожиданно вонзилось лезвие острого ножа. Из-за серьезной травмы он долго хромал. А Гасану Турабову инцидент не позволил сняться в фильме до конца. В Илису во время одного из перерывов актер решил прогуляться, но его случайно сбила мчащаяся лошадь. Турабов упал и потерял сознание, после обследования его экстренно госпитализировали. В финальных эпизодах вместо него со спины снимали второго оператора.
Музыка
Песни, стихи к которым написал известный поэт и журналист Алексей Дидуров, помимо Полада Бюльбюль оглы исполнили Иосиф Кобзон, Ирина Понаровская, Владимир Винокур, Мирза Бабаев, группы Стаса Намина, "Интеграл", "Мелодия" и "Ашуги".
Как сдавали фильм
Сначала Гусман представил худсовету творческого объединения "Экран" рабочий вариант фильма на двух пленках с неважным качеством. "Картину приняли на ура", - рассказывал режиссер. Он вернулся в Баку сводить материал на одну пленку, и через пару месяцев состоялась приемка готовой ленты. "Люди, которые еще недавно меня хвалили, заявляют, что фильм - позор, пленку надо смыть", - вспоминал он.
Оказалось, что незадолго до этого показа вышло закрытое постановление ЦК КПСС о запрете карате, которого в фильме было много. "Эта история закончилась хеппи-эндом совершенно случайно", - отмечал Гусман. "Не бойся, я с тобой!" спасла главный редактор кинопрограмм Центрального ТВ Нина Севрук, к которой обратился режиссер. Она посоветовала прибегнуть к хитрости - карате представить как "азербайджанскую национальную борьбу гюлеш". Создатели фильма "досняли пару сцен и немного переозвучили" - "небольшая уступка" позволила картине выйти на экран, рассказывал Гусман.
Продолжение
"Расставаться надо так, как будто завтра встретимся, а встречаться, как будто не виделись сто лет", - говорит в одной из финальных сцен герой Дурова. И по воле режиссера герои (и исполнители ролей) через много лет встречаются. "Мысль снять вторую часть возникает у всех, кто снял успешный фильм", - полагает Гусман. По признанию режиссера, он думал, что "это невозможная затея, но очень хотелось войти в ту же воду".
Новый фильм получил название "Не бойся, я с тобой! 1919". Его действие разворачивается через 20 лет после событий, описанных в первой картине, в 1919 году, на фоне бурных политических событий в Азербайджане. Премьера в Баку состоялась в ноябре 2013 года.
"Вестник Кавказа" рассказывал о премьере в Москве, прошедшей ровно через год.
Лола Мусаева, специально для "Вестника Кавказа"