Высокое искусство и искусственный интеллект — понятия несовместимые. Это знают все вокруг. Машина лишена души, а значит, по определению не способна дать миру нечто прекрасное. Всё, что она может, — копировать и комбинировать работы настоящих, «живых» живописцев. Примат искренности и правды, порыв вдохновения и творческий гений навсегда останутся уделом человека, не робота.
Думаете, мы ретрограды и биошовинисты, этакие луддиты версии 2.0? Ничуть. В нашу пользу говорят факты. Вот, например: в американском штате Кентукки жил да был епископ по имени Джозеф Флагет. Вдохновенный исповедник и замечательный, так сказать, общественник. Ватикан был искренне доволен его праведными трудами. Еще бы: француз по происхождению и католик по профессии и мировоззрению, он привлекал в лоно папской церкви множество народу. Да не где-нибудь, а в типичном англосаксонско-протестантском штате.
Однажды, в качестве высочайшего поощрения, Ватикан подарил мистеру Флагету старинную работу итальянских мастеров XVI века духовного содержания. Написанная выразительно и вдохновенно, она тем не менее не была достоверно атрибутирована. Тот самый случай, когда одной красоты недостаточно для того, чтобы быть духовной ценностью... И потому функционеры престола святого Петра со спокойной душой отправили её за океан.
Епископ всея Кентукки, что характерно, рассудил приблизительно так же, как его коллеги из духовной метрополии. Будучи натурой тонкой и возвышенной, но при этом ещё и весьма практической, он решил недорого облагодетельствовать местный монастырь. И вот уже роскошное произведение искусства эпохи Ренессанса «переезжает» из особняка мистера Флагета в обитель чистых духом. Статусно, торжественно, тематично. Все довольны...
С той поры утекла, убежала и улетела прорва лет. И мы не возьмемся достоверно изложить Вам, дорогой читатель, в чьих руках и стенах успело побывать данное произведение. Скажем лишь, что в определенный период святая обитель решилась выгодно расстаться с подарком епископа. Пересказывать искусствоведческие байки и слухи, связанные с этим эпизодом, не станем. Продолжим свой рассказ строго с того момента, который можем подкрепить документально.
Итак: «пропав с радаров» в середине XIX века, картина «всплыла» спустя полтора столетия в старой доброй Англии. В этом негласном «оффшоре» живописных шедевров мирового значения она пробыла довольно долго, переходя из рук в руки и не оставляя чётких юридических следов. Высокие нормы морали истинных джентльменов требуют тишины, когда речь идет о честном бизнесе на живописных шедеврах, знаете ли... Ну а потом её отыскал и приобрёл частный коллекционер по имени Энтони Айерс. Этого прекрасного человека покорила техника, в которой была написана картина, её особый колористический и композиционный строй, её привлекательная цена, культурно-историческое значение. Особую духовность полотну, ставшему со временем известным как «Мадонна Флагета», в глазах мистера Айерса придавал следующий факт: некие эксперты сообщили ему, что сие безымянное творение вполне может быть работой кисти Рафаэля. «Для справки»: в середине нулевых эскиз Рафаэля, обнаруженный при схожих обстоятельствах и реализованный на аукционе «Кристис», обогатил удачливого скупщика антиквариата на сорок восемь миллионов американских долларов (минус налоги).
Весь остаток дней, отведённых ему судьбой, господин Айерс потратил на то, чтобы доказать причастность Рафаэля к созданию «Мадонны» Флагета. Лучшие специалисты, анализ красочного слоя и авторской манеры письма, консультации реставраторов стоили нашему герою не одну сотню тысяч долларов и евро. Ну разве можно не восхищаться столь искренним и всепоглощающим желанием хорошего человека и большого ценителя прекрасного дать миру ещё один шедевр гениального творца Высокого Возрождения? Жаль только, что не менее благородные, но чрезвычайно вдумчивые и неторопливые эксперты по обе стороны Атлантического океана всё тянули и тянули из Айерса финансирование с выводами, запрашивая всё новые и новые проверки и перепроверки. Всё колебались и не решались сообщить заказчику свои выводы. В итоге коллекционер отправился в лучший мир, так и не дождавшись радостной вести.
А потом всё испортил робот. Пока заинтересованные стороны выясняли порядок наследования картины и механизмы дальнейшего спонсирования её исследований, проклятый бездушный швейцарский ИскИн по имени Art Recognition взял да и разболтал удивлённой общественности, что никакой загадки тут нет. Так, мол, и так: лики Марии и Иисуса действительно созданы рукой Рафаэля Санти, зато все прочие герои полотна и элементы окружения написаны учениками маэстро. Вероятность ошибочности выводов бездушного искусственного интеллекта оценивается всего в четыре процента.
Любой человек свободной воли и высокой морали скажет: «Мы что, обязаны верить на слово роботу?» И будет прав! Конечно, не обязаны! Вот только после известного общественного резонанса и последовавшего за ним юридического «нажима» со стороны заинтересованных лиц профессионалы-исследователи «раскололись». Занимавшиеся проблематикой «Флагетовской Мадонны» последние несколько лет граждане признались, что уже давненько пришли к таким же выводам. Просто не очень спешили сообщать о них новым владельцам картины, находящейся в данный момент где-то в тихом пригороде Чикаго... Разумеется, об этом и некоторых других результатах своей деятельности они не сообщали только потому, что совесть истовых ценителей прекрасного и высочайшая профессиональная этика не давали им делиться с клиентом скоропалительными выводами. А ну как вероятность ошибки в четыре процента можно снизить хотя бы до трёх с половиной?
А ведь как всё хорошо шло... Двести пятьдесят лет Мадонна Флагета обеспечивала работой и пропитанием десятки, если не сотни просветлённых и просвещённых знатоков живописи. Вдохновляла коллекционеров, грела сердца аукционистов, обещала большое будущее учёным... Но тут кое-кому пришло в голову спросить мнение ящика с микрочипами — и всё пошло прахом. Оревуар, ореол загадочности; гудбай, имидж элитарного искусства. Одним словом, потерянные духовные ориентиры. Да и перед суровыми парнями с чикагских окраин как-то неловко. Конечно, сейчас не начало XX века, но и в наши дни бывает по-разному.
Автор: Лёля Городная
А вот ссылка на еще одну потерянную мадонну Рафаэля: