Photo by cederic-vandenberghe / unsplash
Коль скоро я, среди прочих жанров, особенно выделяю фэнтези, да ещё и сама пишу подобного рода истории, то рискую дать собственное видение этого явления в литературе и кино.
Для начала определение. Это жанр, отражающий романтическую картину мира. Автор свободно использует сказочные, фольклорные и мифологические сюжеты и архетипы, создавая реальность, в которой органично сосуществует привычное и сверхъестественное. При этом последнее воспринимается как норма, как закон природы.
Мир фэнтези – волшебная реальность, в которой живут и действуют герои
Соглашусь с одним из отцов-основателей фэнтези, Джоном Толкином. Он устанавливает отчетливую границу между волшебным миром и миром человека. Эта граница утверждается как закон природы волшебного мира – здесь действуют другие силы, человеку неизвестные, – силы магические. Палантир (драгоценный шар, который позволяет видеть любое событие, происходящее в Средиземье) – это не телевизор и не компьютер, палантиры связаны друг с другом силой магического заклятия. Силой – сверхъестественной. Ей нет и не может быть аналогов в мире современного человека.
Толкин отказывается считать волшебным миром каждый из тех выдуманных миров, которые являются продолжением мира реального. Например, мир лилипутов у Свифта. Ничего необычного в этом мире нет. Просто в нем живут очень маленькие человечки, во всем остальном подобные людям. Размер меняет качество мира, но не принципы его устройства и существования. Не является волшебным и мир научной фантастики.
Этот мир основан на фантастическом допущении в мире науки. Например, изобретение машины времени (Герберт Уэлс), возможность телепортации («Звездные врата»). Здесь нет волшебства.
«Франкенштейн, или Современный Прометей» Мэри Шелли – предположение, что будет, если человек захочет сотворить жизнь из смерти при помощи электричества.
А может это фантастика?
Можно согласиться, что фэнтези является одним из жанров фантастики. Главный элемент фантастики – фантастическое допущение. В произведение вводится в фактор, который не встречается или невозможен в реальном мире.
Будем отличать фэнтези от научной фантастики, в которой сделано футурологическое допущение и действие перенесено в будущее.
Соглашусь, потому что история фантастики начинается в эпоху античности. Фэнтези – молодой жанр, сформировавшийся только в середине XX века. Даже термин появился в 60-е годы.
А истории супергероев, которые чем-то напоминают фэнтези, характеризуются тем, что действие происходит в современном мегаполисе. Герой часто ведет двойную жизнь (обычный человек – супергерой в костюме), борется со злом и обладает сверхспособностью.
Реальность произведений фэнтези для ее героев является данностью. Если это наш мир, их не удивляет возможность существования волшебных или хтонических существ (*Олицетворявших собой дикую природную мощь земли, подземное царство. Или оборотней, вампиров и созданий, не способных к созиданию).
Как проверить: фэнтези перед вами или нет?
В «Сверхъестественном» братья Винчестеры никогда не удивляются тому, что одновременно с привычной жизнью вокруг них есть жизнь скрытая. В тоже время обычные люди, случайно приоткрывшие этот мир, бывают шокированы.
В одной из серий, перемещаясь в параллельных мирах, братья попадают в реальность, где нет сверхъестественного, и встречают актеров, которые играют их. Так сценаристы обыгрывают идею о том, что в мире может / не может существовать магия. Под каким углом посмотреть))
В «Однажды в сказке» есть локальное место – город Сторибрук – которое появилось в результате магического заклинания Злой королевы. Для его жителей магия – норма (*после 2 сезона, до момента, когда к ним возвращаются воспоминания).
В «Легенде об искателе» действие происходит в созданном Терри Гудкайндом мире. Но и здесь есть области, отгороженные от магии с помощью особой стены. Основное действие сериала начинается, когда сквозь стену в обычный мир попадает исповедница Кэлен Амнелл.
Можно вспомнить другие популярные фильмы и сериалы, которые подтверждают это наблюдение.
В «Гарри Поттере» автора, да и зрителей (читателей) мало интересует мир маглов (не-волшебников), зато скрытая от простых людей реальность простроена очень подробно и детализировано.
В Дозорах Сергея Лукьяненко есть много объяснений природы Иных. И создателя цикла интересует именно эта реальность. Хотя действие происходит в современной России.
А вот, например, Человек-паук случайно стал супер-героем и живет в обычном мире. Да, он совершает свои подвиги, но это – не магия.