О кризисе в строительстве и сфере недвижимости говорят все эксперты отрасли. Бизнес старается адаптироваться к ситуации. Для этого приходится принимать быстрые решения, оптимизировать процессы, мониторить изменение спроса на рынке. О современных тенденциях в строительстве жилых многоквартирных домов рассказывает генеральный директор гостиничного оператора «25/7» Мария Онучина.
Тенденция №1: меньше квадратных метров
Одна из главных тенденций современного строительства — жилье с небольшой площадью. Это вызвано совокупностью причин.
Первая из них — непрерывная урбанизация населения. Процесс начался давно, но до сих пор не теряет своей актуальности. Еще в 20-е годы прошлого столетия люди массово устремились из сельской местности в города за работой и комфортными бытовыми условиями. Крупные центры становились более густонаселенными, а места для строительства оставалось все меньше.
Застройщики решали проблему в двух плоскостях: площадь жилья сокращалась, при этом города стали расти вверх — появлялось больше многоэтажных зданий. Москва — очень показательный тому пример. Хотя другие крупные города, с целыми районами высотной застройки, в этом плане ничуть не уступают столице.
Вторая причина уменьшения площади квартир связана с тем, что изменился портрет среднестатистического покупателя. В последнее время место традиционной семьи с детьми заняли другие социальные группы: одиночки, разведенные, неполные семьи, мигранты различных категорий. Им не нужны многокомнатные квартиры. В том числе, потому что содержать их дорого.
Третья причина заключается в следующем: люди сейчас покупают жилье как потенциальный источник пассивного дохода — это изначально проекты, которые не нацелены на долгосрочное проживание. Сдать небольшую квартиру гораздо проще, чем огромные апартаменты.
Необходимо отметить, площадь жилой недвижимости сокращалась, но на цену это существенно не влияло. Стоимость квадратного метра оставалась прежней, а зачастую росла.
Тенденция №2: комфортное жилье
Повышенные требования к удобству жилья, связанные с ростом финансового благосостояния населения, закономерным повышением нормы комфорта и качества жизни, естественно, вызвали изменения и в строительстве многоквартирных жилых домов.
Невозможно не оценить в этом процессе роль пандемии коронавируса. Впервые в истории люди массово стали работать из дома. Удаленка заставила проводить в квартире в разы больше времени, чем раньше. Требования к удобству жилья пропорционально росли. Людям стало важно, где они живут, хорошо ли им в своей квартире, что они видят из окна, в каком состоянии подъезд, кто их управляющая компания и т.д. Спрос на качественное жилье более высокого класса стал увеличиваться.
Тенденция №3: важна инфраструктура
Еще один отголосок коронавирусных ограничений — острая потребность жильцов квартир в хорошей социальной инфраструктуре. Людям, запертым в четырех стенах небольшой студии, не хватало пространства для маневра — отдыха, работы, общения.
В связи с этим набирала популярность недвижимость, которая подразумевала определенную инфраструктуру. Жильцам стало удобно, чтобы все было в одном месте. Идеальный вариант, когда многоквартирное здание образует экосистему: конференц-залы и переговорные, шоурумы, тренажерные залы, бьюти-центры. Тенденция нашла отклик как в современном строительстве, так и в сфере обслуживания. Кейтеринг-компании, вендинг- и консьерж-сервисы также обеспечивают качество жизни в подобных многофункциональных комплексах.
Студии или еврооднушки/двушки, расположенные в престижных местах около ТПУ (транспортно-пересадочный узел) и обладающие сопутствующей инфраструктурой, постепенно становятся золотым стандартом комфорта.
Тенденция №3: коливинги
Коливинги — следующий этап эволюции жилья. Дом делается местом самовыражения. Его задача быть экологичным, энергоэффективным, достаточно гибким. Жилье, которое обеспечивает приватность в мире постоянной коммуникации. Отсюда популярность коливингов среди самой платежеспособной категории покупателей на рынке — миллениалов.
Пандемия и удаленка — не единственные причины популярности коливингов. Во многом это естественный поколенческий процесс смены приоритетов. Миллениалы — максимальные индивидуалисты, которые ценят свой комфорт. Они хорошо зарабатывают и легко тратят. Главное для них — эмоции, свобода перемещения. Логичный вывод — не привязываться к месту. Как следствие, спрос на жилье в аренду, в том числе коливинги.
Коливинг — это формат недвижимости, где совместно проживают люди с общими интересами. Такой своеобразный экологичный вариант коммуналки.
Территория коливинга делится по принципу «я/мы». Есть приватная зона, как правило, спальня; и зоны взаимодействия, где можно контактировать с соседями — общаться, тренироваться, проводить совместные мероприятия. Обычно это гостиная, кухня, веранда.
Популярность коливинга в его дешевизне, относительно классической аренды, возможности быть в комьюнити, реализация принципа осознанного потребления. Коливинги — перспективный формат недвижимости.
В заключении, хочется сказать, что тенденции в строительстве жилых многоквартирных домов формируются годами и являются отражением запроса общества. Сегодня это запрос на свободу, легкое передвижение, многочисленные путешествия и индивидуальность.