Некоторым детям и подросткам с дизонтогенезом приходится принимать не только препараты, которые улучшают трофику мозговых тканей или ликвородинамику, но и более "тяжелые" лекарства, устраняющие симптомы вроде бреда, галлюцинаций, тревоги, ажитации и т.п.
Возможно, что вы слышали или сталкивались с названиями: рисполепт, тералиджен, диакарб, неулептил и другие. В родительских чатах вокруг них постоянно идут обсуждения и обмен мнениями об эффективности. В частности, людей в первую очередь интересуют побочные эффекты.
Порой возникают истории примерно следующего содержания. Ученику назначают препарат из большой психиатрии, так как есть показания или жалобы. Однако, после начала приема, симптоматика ухудшается. Как правило, это выражается в усилении общего возбуждения, возникновении или учащении аутостимуляций, агрессии, вокализации. Далее может последовать рекомендация, что надо подождать, потерпеть, что рано делать выводы.
Да, действительно, у психотропных медикаментов есть своя специфика действия на короткой и дальней дистанции, поэтому нельзя сразу бросать приём или резко его менять. Лучший пример - антидепрессанты. Они бывают столь разные по действию, что побочные и полезные эффекты складываются в различные картины, как с течением времени, так и от антидепрессанта к антидепрессанту.
Ещё надо учитывать, что порой нервная система может парадоксально реагировать на вещества (от кофе клонит в сон).
Однако, если разумное время критического накопления действующего вещества (должно быть указано в инструкции) в организме прошло, а лучше не становится, то стоит прекратить приём. Даже если врач говорит, что надо ещё полгода "посмотреть". Почему я так смело оспариваю мнение врача? Потому что специалист может ошибаться, заблуждаться или иметь иные причины для упорствования.
Самочувствие и первичные жалобы имеют приоритет. Логично ведь, что после применения действенного лечения пациент должен потихоньку начинать вести себя как более здоровый относительно своего предыдущего состояния?
Я встречал на просторах Интернета историю пациента, у которого в детстве обнаружили остеобластокластóму (могу ошибаться с правильным названием болезни) в кости руки. Началось всё с перелома во время игры. Далее травматология, гипс, ничего нового. Через положенное время гипс сняли. Мальчик пошел гулять и буквально от легкого воздействия рука снова сломалось в том же месте. Если бы у врача не возникло удивления и желания сделать снимок пораженной конечности в ином положении, то неизвестно, как бы закончилась история героя. Однако доктор увидел, что кость внутри изъедена опухолью, а сверху - тонкий слой костной ткани.
Потом была экспериментальная операция, окончившаяся удачно, и долгий период реабилитации. А могли бы просто снова наложить шину и списать событие на неугомонный характер. Также и с химическими препаратами. Прошло достаточное время, когда должен проявиться эффект, а толку нет? Значит надо не ждать, а проанализировать ситуацию и скорее всего менять тактику помощи.