С наступлением “Гласности” в Стране Советов стало можно и модно выражаться обо всём и иметь про всё, своё собственное мнение.
Стали говорить и показывать про рваные трусы парткома и его любовницу, сына наркомана и дочь проститутку и еще про кровавый 37й. Про Сталина, Берию, Ленина, Хрущёва, Маленкова, в общем, про всех по отдельности и сразу. И вот хотелось бы посмотреть, что вышло в итоге из всей этой “Перестройки” и “Гласности”, какой получился выхлоп у наших представителей искусства.
Леонид Гайдай один из главных хитмейкеров советского проката за всю его историю, по крайней мере послевоенную. Автор всем известных и всенародно любимых комедий, к восьмидесятым годам немного подвыдохся и выдавал хиты уже не с такой регулярностью.
С началом перестройки комедиограф выдавил всего лишь две унылые поделки, которые в принципе советский зритель обошёл своим вниманием. Дилогия с Харатьяном в главной роли “Операция Кооперация” и “На Дерибасовской хорошая погода, а на Брайтон-Бич всегда идут дожди”, просто жалкая поделка на великие работы автора. Несмешные перестроечные анекдоты, рассказанные уставшим сатириком.
Эльдар Рязанов ещё один великий советский сатирик от кинематографа. Рязанов, который на протяжении шестидесятых и семидесятых баловал советского зрителя годной кинопродукцией, которая зачастую становилась лидером кинопроката, к восьмидесятым, тоже подустал смеяться.
“Вокзал для двоих” был уже мало смешным, но всё ещё комедией, а вот “Жестокий романс” и последующие за ним перестроечные картины мастера не вызывают улыбку совершенно. И если “Жестокий романс” прекрасная адаптация произведения Островского, то “Забытая мелодия для флейты” и “Дорогая Елена Сергеевна” просто отрыжка от былого величия.
Почему-то в разгар “Перестройки” сатирик Рязанов решил переквалифицироваться в создателя социальных драм, чего от него советский зритель явно не ожидал, да и не оценил его творения. Оба фильма провалились в прокате и отзывы зрителей на них весьма спорные.
Далее пройдёмся бегло по остальным мастерам, советского кинематографа, которым “Перестройка” даровала свободу творения, а государство полную финансовую свободу. Михалков снимает невнятные “Очи чёрные”, которые, пожалуй, остаются одним из самых худших его фильмов.
Данелия снимает “Кин-дза-дза” и “Паспорт” и если фантастическая притча ещё как-то тянет на высокохудожественное произведение, то “Паспорт” — это полнейшая катастрофа, жалкая пародия на “Мимино”.
Тодоровский “отличился” с “Интердевочкой”. Просто интересно, почему в такой вот абсолютной и творческой, и финансовой свободе наши великие творцы не смогли ничего выдать хоть сколько-нибудь годного.
Ведь больше в нашем кинематографе, да и мировом, не было столь беспрецедентного времени. Когда за государственный счёт творец получал абсолютную творческую свободу. Парадоксы времени - не иначе.
Или же долго кричавшие про цензуру авторы просто оказались не готовы к этой свободе и без цензуры просто не умели что-то делать самостоятельно. И я рад что в советском кинематографе присутствовала та самая цензура. Иначе, боюсь, мы от наших великих творцов не увидели бы ни одного нормального кинофильма, а смотрели бы мы бесконечные “Елены Сергеевны” “Дерибасовские” и “Интердевочки”.