Здравствуйте, уважаемые читатели!
Перевод книги "Описание большого московского колокола, книга, в которой узнаются хитроумные способы, с помощью которых рабочему удалось выкопать его из недр земли и поставить на пьедестал ко всеобщему изумлению и великому удовольствию, Огюст Рикар де Монферран. (Description de la grande cloche de Moscow, livre dans lequel on apprend à cognoistre les procédés ingénieux au moyen desquels l'ouvrier est parvenu à l'exhumer des cavités de la terre et à la poser sur son piédestal à l'étonnement et grande satisfaction de tous, par Auguste Ricard de Montferrand.) был приведён пол-года назад.
И, отвлеклась я на готику... Нынче решила продолжить тему, ибо шесть дней назад очередной раз выказал полнейшее невежество Вова Козин, засумневавшийся в том, что у Монферрана в тексте альбома имеется проблема с глиной :о))) Но к этому ещё вернусь, начну же с этого.
Дело колокольного литья в 18-м веке
Продолжим знакомство с колоколитейным делом первой половины 18-го века, до того, как был отлит Царь-колокол. Оказывается, примерно в это время начиналось бурное развитие литья металла по-новому. Произходило это не только в нашем Отечестве, разпространившемся далеко за Урал, но и в Европе (где военные действия были почти что хроническими). На вооружение армиям требовалось ну о-о-очень много меди и её сплавов. А что вы хотели, артиллерия во времена войны со шведами "рулила", а стволы пушек почти до середины 19 века отливались преимущественно из бронзы. Для армии и развивающейся промышленности нужны были и сталь, и чугун. Всюду старательно разрабатывались и изобретались новые способы и технологии производства столь востребованного материала. Развитие металлургии стало преддверием промышленной революции.
Как мы все понимаем, меделитейщики вовсе не были на периферии "прорыва", не смотря на то, что плавить и лить медь человечество начало гораздо раньше. Требовалось не только количество металла, но и качество. Кому было надобно, чтобы пушку разрывало от собственного выстрела? Но, что это я всё про артиллерию, да про пушки? На самом деле качественные медные сплавы требовались также для литься колоколов, а технология оного была в тесном родстве с методами литья пушечных стволов. Потому, обращаясь к старинным книгам, мы видим общие детали и закономерности в литейном деле того и другого, а, разбираясь в одном, постигаем и другое.
Например, ещё в 17-м веке Пьером Сюриреем де Сен Реми была написана, а в 1707 г. была издана в Париже книга об артиллерии. Во 2 томе был описан способ литья стволов всяческих пушек, бывших в то время на вооружении. Книга эта была переведена на несколько языков и издана в нескольких странах (в том числе и в России).
В предыдущей статье я уже приводила сведения о технологии изготовления "болвана" и "кожуха" - двух составляющих формы для отливки колокола из книг Оловянишникова и Жилло.
На сей раз решила дополнить их информацией из рукописи Георга Вильгельма Геннина, приглашённого в Россию Петром Великим во время Великого посольства в Амстердаме.
Вот он - великий след великого императора России!
Георг Вильгельм был незаурядным человеком. Родился он в протестантской семье в г. Зигене 11 октября 1676 года. На выбор жизненного пути и круг интересов повлияли занятия родственников. Его дед и дядя были священниками, отец - артиллерийским офицером, второй дядя - профессором словесности и медицины. О семье Геннина прекрасно написано тут. https://olga.gennik.ru/semya-henning/.
Кстати, Вильгельм Геннин считается одним из основателей города Екатеринбург
Оказалось, что И.Х. Гаммель в своей книге, посвящённой Тульскому оружейному заводу (1826 г. Приложение XIII стр. 65-67) опубликовал текст прошения Геннина и его перевод
Обратите внимание, что в прошении как один из родов занятия Гениным указаны гражданская архитектура и "домов строение" (т.е. строительство). Поэтому не удивительно, что в Туле бывшим голландцем были предложены меры по изправлению недостатков водной системы, от которой запитывались вододействующие машины:
В статье архитектора Р. П. Подольского «Материалы к истории архитектуры старых промышленных зданий в России XVII—XVIII вв.» о Геннине сообщается следующее:
"Совершенно исключительный интерес для изучения заводов XVIII в. представляет собой дошедшая до наших дней рукопись 1745 г. строителя и управляющего государственных уральских заводов Георгия-Вильгельма де Геннина, приглашенного из Голландии Петром I для работы в России. Написанный де Генниным объемистый труд, помимо обстоятельного описания технологических процессов, заключает в себе ценные сведения по строительству заводов, начиная с выбора площадки, планировки территории и отдельных цехов, постройки плотин, включая сметы на материалы и рабочую силу, а также описания действующих уже уральских заводов.
Рукопись де Геннина, богато иллюстрированная чертежами и рисунками, являлась в продолжение всего XVIII в. единственным на русском языке руководством по постройке и эксплоатации железоделательных и других заводов². Первым построенным де Генниным заводом на Урале был Екатеринбургский железноделательный завод (1723 г.), из которого впоследствии вырос город Екатеринбург.
____________
² Сохранилось несколько экземпляров этой рукописи, из которых полных иллюстрированных известно пять, хранящихся в Московском государственном историческом музее, библиотеке Академии наук в Ленинграде, в Институте книги в Ленинграде и в библиотеке Ленинградского горного института. Имеются и неполные списки рукописи без иллюстраций, например второй экземпляр Московского исторического музея и др. В «Горном журнале» за 1828 г. № 7—12 были опубликованы отдельные места текста. В настоящее время Академией наук подготовляется полное издание рукописи.
О рукописи де Геннина см. также в «Известиях Академии наук СССР» статью Н. Бакланова."
Да, уж... У столь великого труда Вельгельма Геннина судьба оказалась непростой. Созданная как своего рода энциклопедия, книга переписывалась вручную (её долго не публиковали), в результате появились рукописные списки. И вот, одна из таких рукописей оказалась в фондах Нью-Йоркской публичной библиотеки. Прочитать об этом можно здесь.
Переходим к собственно глине
А потому, хотя и не собиралась цитировать книгу Вильяма Геннина (хотела только познакомить с ней), всё-таки процитирую те места, где говорится о глине, как о материале, изпользуемом для изготовления отливочных форм.
Итак, температура плавления чистой меди - 1084.5 °С , температура плавления бронзы варьируется в пределах 900-1140 °С . (отсюда).
На том же Тульском оружейном заводе некоторые детали отливались. И... встречаем глину же :о)
Читаем Геннина:
Как видим, наш язык за 3 века настолько изменился, что местами уже требуется переводчик :о) Но, разве "незнание" родного, но старинного языка любознательного остановит? Для таковых, желающих "перевести" и вникнуть самостоятельно, ссылочку я дала выше. Я же привожу лишь несколько скринов из книги.
Обратите внимание, приведя состав глиняной смеси, её, таки, здесь и далее называют именно глиною. То же самое наблюдаем и в других, более поздних изданиях. Ещё имеется упоминание так называемой массы (и тоже на основе глины).
Можно также узнать, с какой целью в состав добавляются те или иные вещества
Встречный вопрос к Вове Козину
Прошла почти неделя. За это время уже можно было бы выяснить для себя все интересующие вопросы (самим же заданные). Володимер! Что выяснил?
Так есть ответы или нет?!!
Напомню, сия тема возникла по поводу ваших недоумствований