Границы района с тех пор неоднократно изменялись. Сначала наряду с Матвеево-Курганским существовал так же образованный в 1923 году Екатериновский район, куда входило 10 сельских советов: Новоселовский, Анастасиевский, Екатериновский, Латоновский, Малокирсановский, Григорьеский, Новоекатериновский, Петровский, Покрово-Киреевский и Поздеевский. При передаче Таганрогского округа от Украины к России Екатериновский район разделили пополам: пять восточных сельских советов передали в Россию, включив сначала в Федоровский район, а потом – в Матвеево-Курганский район; а пять западных – оставили за Украиной. В 1925 году к Матвеево-Курганскому району присоединили так же Голодаевский район (позже вновь восстановленный в своих границах), а вслед за ним – еще и Советинский район.
Согласно «Историческим хроникам: годы и люди», на 1931 год в Матвеево-Курганском районе насчитывалось 32 сельских совета и более 250 населенных пунктов. Территория района составляла 2,9 тысяч квадратных километров, население – без малого 92 тысячи человек. Имелось 19 предприятий фабрично-заводской промышленности, 12 мельниц, 6 маслозаводов и 1394 кустарно-промышленных заведения. Основными сельхоз культурами района были (по убыванию объемов производства): яровая пшеница, яровой ячмень, подсолнечник, кукуруза, рожь и озимая пшеница. Посевные площади зерновых и масличных культур составляли 141,6 тысяч гектаров. Так же в районе имелось 30364 лошади, 29480 голов КРС и 27581 голова коз и овец. Крупнейшими сельхозпредприятиями района были: «совхоз №15 имени Ленина Свинводтреста», «Приазовская с/х опытная станция на ст. Успенской» на 467 гектаров и «Садовая база (садовый питомник)» на 280 гектаров. Коллективизировано было 61% всех сельскохозяйственных земель».
К середине 1932 года сплошная коллективизация в районе, в целом, была завершена, хотя еще оставались единоличники, не вступившие в колхозы и совхозы. Так, в ходе районного съезда Советов в 1933 году председатель райисполкома Демьян Антонович Козлитин отмечал, что вне колхозов остается 1329 хозяйств: «При этом в числе этих неколлективизированных хозяйств есть честные, добросовестные труженики, даже бывшие красные партизаны». Надо отметить, что сплошная коллективизация в районе, так же, как и по всей стране, проводилась на основе ликвидации единоличных хозяйств и кулачества, как класса. У кулаков конфисковывалось и передавалось в колхозы все имущество: техника и сельхоз инвентарь, скотина, семена, подсобные помещения и даже дома, а сами бывшие землевладельцы частенько либо просто выселялись за пределы края, либо и вовсе отправлялись вместе с семьями на поселение (а то и в тюремное заключение) на Урал или в Сибирь. Коллективизация принесла беды немалому числу миусских семей, но вместе с тем смогла привести раздробленное и малопродуктивное сельское хозяйство Примиусья к более организованному и высокопродуктивному уровню. Так, уже в конце 1929 года в районе была организована первая в районе Матвеево-Курганская МТС, обслуживавшая 29 колхозов. Первоначальное оснащение МТС составляли маломощные американские трактора, молотилки и локомобили, конфискованные у бывших помещиков и кулаков. При этом две трети земли в районе по-прежнему обрабатывалось по старинке: волами и лошадьми. Первые отечественные тракторы «СТЗ», и молотилки «МК-1100» и комбайны «Коммунар», выпущенные заводом «Ростсельмаш», в район поступили в конце 1932 года – ими и убирали урожай 1933-го.
Рождение и развитие в советской деревне нового, «колхозного», строя, пока еще очень слабого и неуверенного, требовало от страны нового типа руководителя, умеющего заниматься всем многообразием возникающих на селе проблем и находить их комплексное решение. Для решения этих вопросов в январе 1933 года пленум ЦК ВКП(б) постановил начать создание политотделов машинотракторных станций и совхозов, в задачи которых входили укрепление коллективных хозяйств и борьба с вражескими элементами внутри них. Наряду с директором МТС, политотделы, обладавшие чрезвычайными полномочиями, несли и прямую ответственность за выполнение всех производственных и заготовительных планов МТС. В штате такого политотдела, кроме возглавлявшего его лица, обычно состояли первый заместитель начальника, заместитель по НКВД, помощники по комсомолу, по работе среди женщин и редактор газеты. Главной заботой политотделов в Примиусье стало укрепление колхозов, создание в них постоянных бригад, борьба с уравниловкой, ведение на селе пропагандистской и просветительской работы, организация государственного обучения колхозников востребованным на селе профессиям и навыкам, организация условий производительного труда, и социалистических соревнований.
Политотделы на селе просуществовали всего два года, впоследствии слившись с партийными органами власти, но даже за это время позволили осуществить огромный рывок вперед. Наиболее известным политотделом Матвеево-Курганского района в эти годы стал политотдел при Милость-Куракинской МТС (после более известной как Полиотдельская МТС). Начальником этого политотдела в те годы был назначен Цегоев Созрыко Алексеевич – выходец из крестьян, осетин, родным языком считавший русский, экономист, преподаватель Московского финансово-экономического института, коммунист. Именно при Цегоеве, после упразднения политотделов возглавившего образованный Анастасиевский район, Милость-Куракинская (Политотдельская) МТС стала одной из лучших не только на Дону, но и в стране – 7 октября 1933 года о ней и обслуживаемых ею девяти колхозах написали большую статью. Наглядной иллюстрацией эффективности работы политотдела всего за семь месяцев стали такие строки из статьи: «В прошлом году В Милость-Куракинской МТС не было ни одного колхоза, который выдал бы на трудодень больше двух килограммов хлеба, в большинстве выдано по 1 килограмму. В этом году нет колхоза, который выдал бы меньше 6 килограммов на трудодень, а передовые колхозы – «Красный колонист» и «Коминтерн» - получают по 10 и 14 килограммов на трудодень». В той же статье приводятся и такая информация: «Политотдел не знает заседательской суеты, заедающей многие наши партийные органы. В нем нет длинных, тягучих, как темная ночь, словопрений. Вся его работа оперативная: сказано – сделано. Но каждые два дня вечером в политотделе проводится производственная летучка. На ней повестка дня: итоги проделанной за два дня работы и предстоящая на следующие два дня работа».
Полиотделы рассматривали даже такие вопросы, как, например, недосоленный борщ в колхозных бригадах одного из колхозов. Цегоев, узнав об этом, велел своему заместителю не только «немедленно», за полдня, ликвидировать «этот позор» (учитывая, что на Азовском море и на Донбассе имелось немало предприятий по добыче соли), но и дать к этому времени полный отчёт о том, кто конкретно виновен в отсутствии соли на столах у колхозников.
К концу тридцатых – началу сороковых годов прошлого века в районе уже появился собственный успешный опыт ведения коллективного хозяйства и выросли свои передовики производства, вслед за донецким шахтером Алексеем Стахановым поднявшим в Примиусье знамя стахановского движения. Если в 1939 году от района во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве принимало участие 43 передовика производства, то в 1940 году – уже 250. Так, доярка МТФ имени Ленина Камышевского сельского совета Е.И. Хлабустина получила надои по 3250 килограммов от одной коровы. Комбайнер Матвеево-Курганской МТС Мария Максюта на своем комбайне «Коммунар» убрала за сезон 755 гектаров зерновых. Звено №1 В.Н. Лукъяненко из колхоза «Победа» Алексеевского сельского совета получило рекордный урожай ячменя – 40,5 центнеров с гектара. Тракторист Матвеево-Курганской МТС С.А. Молчанов на тракторе «СТЗ» обработал 1920 гектаров.
В те же годы в районе появился и первый «трудовой» кавалер Ордена Ленина – звеньевая колхоза «Победа» Алексеевского сельского совета Марфа Арсентьевна Королева, получившая в 1938 году по 26 центнеров с гектара озимой пшеницы и по 17 центнеров с гектара – подсолнечника. В Алексеевке сохранилось предание, как во время вручения ей высшей государственной награды страны растроганная Марфа Арсентьевна так разволновалась, что едва не упала на колени перед всесоюзным старостой» Михаилом Ивановичем Калининым, успевшим подхватить ее по руки. «Что Вы делаете, не надо! Я – не барин, я – слуга народа, такого же народа, как и Вы» – сказал Калинин. И, узнав, что перед ним – вдова, на руках которой пятеро малолетних детей и старушка-мать, распорядился выдать к ордену Ленина еще и двадцать метров ткани – пошить новую одежду ее детям…
К 1940 году в районе насчитывалось уже 35 колхозов и совхозов, обрабатывавших почти 58 тысяч гектаров полей. В парке машин района числились 207 тракторов, 76 комбайнов, более 100 грузовых автомобилей и 2631 велосипед. Поголовье крупного рогатого скота составляло 8600 голов, лошадей – почти 3400, свиней и овец – 13 и 12 тысяч голов соответственно.
В районе активно велось жилищное и дорожное строительство, строительство водопроводов и электрических сетей, школ, больниц, клубов и домов культуры. Такие темпы развития неудивительны, если ознакомиться с Протоколом №4 Пленума РК ВКП(б) от 31.08.1940 года: «Слушали: О контроле над проведением в жизнь Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.06.1940 г. «О переходе на 8-ми часовой рабочий день и на 7-ми дневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений». Постановили: Пленум РКВКП(б) считает, что оценка, данная решением июльского Пленума ЦК ВКП(б) о выполнении Указа целиком и полностью относится к положению дел на предприятиях и учреждениях М-Курганского района, а так же к партийным организациям нашего района и его нужно неукоснительно выполнять» [ЦДНИРО Ф.66, О. 1, Д. 1-5, 8-9].
В районе активно велось жилищное и дорожное строительство, строительство водопроводов и электрических сетей, школ, больниц, клубов и домов культуры. Перед Великой Отечественной войной в районе работало 38 школ, в которых учились 6400 детей. Уровень грамотности населения составлял 70%. Почтовую и радиосвязь осуществляли 7 почтовых отделений и 28 эфирных радиоустановок. В индивидуальном пользовании населения было 470 радиоприёмников и 3000 патефонов.