Анатолий Карпов остаётся безоговорочным чемпионом мира по иносказанию. Никто больше из шахматистов не владеет искусством говорить вроде бы на родном языке, но так, чтобы буквально каждое слово нуждалось в подробном толковании.
"Ситуация непростая, - отмечает Карпов, комментируя "КП" "послание Путина федеральному собранию". - Положение страны на международной арене меняется. ... Нам надо рассчитывать на себя, и я это услышал.
- Если использовать выражение Бжезинского о том, что мир - великая шахматная доска, то какая сейчас позиция у России?
- На шахматной доске? Ну, так трудно оценить. Но есть очевидные вещи: какие-то бы переговоры с Западом сейчас ни шли, доверия нашим противникам нет. И это очень серьёзно.
Конечно, Украину мы проглядели. И, наверное, политика по отношению к нашим соседям была не совсем продуманная.
Я Украину хорошо знаю. У меня там и школы шахматные есть, и друзья. С Одессой в дружбе с 1961 года. Представляете, 60 с лишним лет! В общем, не было у нас до распада СССР противостояния, а потом мы его проглядели.
- Мы восстановим прежние, дружеские отношения с украинцами?
- Я думаю, да. Но очень большое давление Украина испытывает с другой стороны. И, конечно, больно, что ближайшие соседи оказались в окопах друг против друга. Кроме Гражданской войны, я не знаю таких времён. И всё-таки разум когда-то должен включиться.
Сегодняшнее выступление президента показало, что ситуация продумывается, она не остаётся без внимания, и это очень важно".
* * *
Одну только фразу мы вырезали и выносим её отдельно. В ней Анатолий Евгеньевич всё-таки выразился предельно прямо и откровенно: "Сейчас вопрос стоит ребром: быть России или не быть".
* * *