"... в Милане был больше инженером, чем ваятелем".
С. Подъяпольский - историк архитектуры и реставратор (1928-2002 гг.)
Вы когда-нибудь читали у М. Дрюона "Когда король губит Францию"? Нет? Тогда мы вам поясним, что в ней особенного. Вся книга - воспоминания кардинала Эли Перигора о военной кампании французского монарха Иоанна Доброго в эпоху Столетней войны.
Кардинал едет в карете со своим племянником, предаваясь воспоминаниям о своей жизни. Примерно также ехал в Москву из Италии Аристотель Фиораванти - со своим сыном Андреа и слугой Пьетро. Рассказывал о своих приключениях и достижениях на родине. Что это? Вроде едешь в страну совсем неизвестную для тебя и все, что тебя волнует - прожитое.
Но это логично укладывалось в контекст личности Фиораванти - он пускался в очередные приключения как это часто случалось с ним, и подводил итоги. Да - мы писали (можете прочитать Успенский собор или как фальшивомонетчик построил русский храм), что во многом это был побег, однако, мастера призвали в Российское государство, прежде всего, как архитектора, в то время, как оставаясь им, на родине он был, прежде всего, инженером.
И посол Толбузин ясно озвучил пожелание Великого князя Ивана III: узнать, почему рухнул Успенский собор и на том же месте отстроить новый. И 60-летний зодчий не мог не понимать, что это должно было быть его главное творение в жизни. И его мало волновало, что не на родине...
Говорят, что мастер Фиораванти взялся за дело практически сразу: организовал разбор завалов рухнувшего храма, и выяснил, что основным материалом постройки был белый камень, имевший свойство прекрасно впитывать влагу.
Плинфа - плоский кирпич на римско-византийский манер - просто не выдержала общей массы постройки. От него решено было отказаться в пользу более мощного материала - для этого сперва построили кирпичный заводик близ Андроникова монастыря. Также Аристотель сменил подход к фундаменту - сделать его более глубоким. У Успенского монастыря его глубина стала составлять почти 4,5 м с дубовыми сваями.
Итальянский зодчий также применял крестовые своды толщиной в кирпич, металлические внутренние и проемные связи. А дополнительные арки взяли на себя основную часть нагрузки. Но как же Москва белокаменная? Белый камень стал основой облицовки.
Калька с Успенского во Владимире
Возможно. Но надо понимать, что это было пожелание Великого князя: "чтобы не хуже, а лучше - лучше".
Аристотель Фиораванти посетил Владимир и внял образцу, но собор все же построил "свой" - согласитесь, что в Москве - это смесь романского стиля с русско-византийским. Что к тому же удачно "вписалось" в концепцию власти "Москва - третий Рим". Расписан собор был к 1515 г. Новшество ждало посетителей и внутри - впервые в Русском государстве они столкнулись с огромным пространством храма, а не с привычными разделениями.
Кремлевско-инженерная история
"Ласточки" стен Кремля, к которым мы все так привыкли - также его идея: генеральный план стен принадлежит именно Фиораванти.
В российской истории инженерный талант мастера был задействован. Тем более, что его работа явилась здесь более насущной: если в Италии он должен был сопровождать междоусобные разборки местных князей. То здесь все было более интересным - походы Ивана III стали определяющими шагами на пути к централизации государства: в частности, на Новгород 1477-1478 годов, который решил окончательно отколоться в сторону княжества Литовского. В нем, например, он соорудил понтонный мост через Волхов для передвижения московского войска. Победа была одержана в том числе и благодаря подобным инженерным решениям.
Стояние на реке Угре
И в этом походе участвовал Фиорованти. "Стояние" было весьма условным: дело в том, что пушками, которые он предложил поставить на колеса, простреливалось картечью войско хана Ахмата с противоположного берега. В том числе и по этой причине он не решился форсировать Угру. А это, как мы знаем, положило конец 240-летней зависимости от Орды...
След теряется
Если хотите, то можно и посплетничать: якобы, именно итальянский зодчий создал проект секретного хранилища, более известного, как Библиотека Ивана Грозного.
Была или не была знаменитая Либерия - вопрос о котором до сих пор спорят как историки, так и археологи, а теперь уже и московские диггеры. Но и без нее уже и так ясно, что архитектор много чего знал.
Он пожелал вернуться на родину, но этого не совсем хотел Великий князь Иван III, да и человек он был полезный... и, видимо, при таком развороте дела, Аристотель решил... просто "уходить" без ведома князя. Но это же наш русский князь, поэтому и доехал итальянец только до Твери. Был "возвращен", несколько месяцев провел в темнице, но тут Иван III собрался "пройтись" до Казани - осколке Золотой Орды, прилично его "достававшей", и без своего любимого инженера-фрязина (как на русской стороне называали итальянцев) идти отказывался. Выпустили - не вопрос. И вот в этом-то походе 1482 г след архитектора затерялся...
Роль Фиораванти оказалась глобальна - Успенский собор Московского Кремля стал местом венчания на царство. Он - один из центральных сооружений всего ансамбля на Красной площади. Кроме того, технологии Фиораванти были "впитаны" последующими поколениями зодчих. Да и "архитектурный" приток итальянцев не окончился и подарил в соавторстве немало чудес храмового строительства в России.
Ставьте лайки - подписывайтесь! Вы можете также прочитать:
Деяния и послания апостолов. И немного о тайнах Ватикана
Самая достоверная книга Нового Завета
Псков. Загадочная северная святыня
Ибн Хальдун: историк, социолог и предсказатель будущего
и многое другое! А желаете о политике, истории и элитах, то вам к "Старому Мушкетеру"!