Найти тему
Сайт Авиационной Истории

Листая старые журналы – «Встречи с перспективной моделью», журнал «За Рулем» №5 за 1985 год

В журнале «За Рулем» №5 за 1985 год была опубликована статья инженера Б. Демченко «Встречи с перспективной моделью». В своей статье автор рассказал о перспективной модели для тех лет Ижевского автомобильного завода ИЖ-2126. В статье автором был выбран интересный метод повествования. Он знакомил нас с новым автомобилем, на основе с ним своих встреч, от первых эскизов на стенах в кабинете главного конструктора до демонстрации ИЖ-2126 на ВДНХ в Москве.

Большая часть статьи была посвящена эпизодам Государственных испытаний. Автор довел до читателя и собственные впечатления от новейшего автомобиля, сделав на нем пробные заезды лично. Отдельно хочу упомянуть, что в этой статье подробно будет рассказано, почему для нового автомобиля была выбрана заднеприводная схема. Далее слово инженеру Б. Демченко:

Встречи с перспективной моделью

Впервые я увидел этот автомобиль на фотографии в кабинете главного конструктора несколько лет назад. Точнее говоря, не этот автомобиль, а то, с чего он начинался. Приземистый, угловатый кузов, широко расставленные колеса, лобовое стекло с большим наклоном. Вот, пожалуй, и все, что привлекло тогда внимание.

Шло время. То одни, то другие дела приводили меня в «Ижмаш». И каждый раз видел новую фотографию, а случалось – и «живой» автомобиль. Он становился стройнее, элегантнее, приобрел более уверенные линии. А конструкторы и испытатели делились новостями кропотливого доводочного процесса: «кузов усилили, трещин нет»; «новый редуктор работает хорошо»; «изменили сиденья»; «думаем использовать другую резину» …

И вот новая встреча с машиной – теперь под жарким туркменским солнцем, в Ашхабаде. И уже на самом высоком уровне – во время одного из заключительных этапов государственных испытаний.

ИЖ-2126 гос. номер «00-16 УДА» на этапе государственных испытаний. Фотография © Б. Демченко
ИЖ-2126 гос. номер «00-16 УДА» на этапе государственных испытаний. Фотография © Б. Демченко

Принципиальная компоновка ИЖ-2126 – такой индекс у новой модели – сохранена классической. Машина имеет пятидверный кузов, переднее расположение двигателя и привод на задние колеса. Но по конструктивному исполнению этот автомобиль совершенно оригинальный, сделанный на новой основе.

Знакомый двигатель уфимского завода модернизирован. Головка блока разработана заново. За счет изменения формы впускных каналов и повышения степени сжатия заметно улучшилась экономичность силовой установки.

Хорошо зарекомендовавшее себя сцепление осталось прежним. А вот коробка передач – совершенно новая. Она разработана совместно с НАМИ и омским мотостроительным ПО им. П.И. Баранова, отличается высокой надежностью и имеет пять передач. Пятая передача – повышающая, с передаточным числом 0,75.

…Мы снова разворачиваемся и снова, уже в который раз, и идем в поворот. За рулем опытный испытатель и известный раллист Константин Антропов. Я сижу справа. На спидометре 60. Поворот крутой. Даже очень крутой. По собственному опыту сижу: для обычного «комби» такая скорость в этом месте – критическая, автомобиль вот-вот начал бы вставать на два колеса. Но «26-я» проходит по дуге, почти не меняя наклона. Антропов довольно ухмыляется, разворачивается. Следующий заезд – 70 км/ч. Автомобиль уверенно стоит на дороге. Еще заезд. 80 км/ч. Автомобиль стоит. Это почти невероятно, но показания беспристрастных приборов подтверждают: срывов не было. В Косте просыпается азарт спортсмена: «Эх, сюда бы форсированный двигатель, да на трассу ралли!» Эмоциональная, но вполне справедливая аттестация…

В этот день на горных дорогах заезды шли до самого вечера.

А вечером в лагере заместитель главного конструктора Александр Семенович Кондрашкин рассказывает об автомобиле.

– Мы очень долго работали над подвеской. Уже многократно прошел проверку на прочность кузов, уже получили данные по продувке его модели в аэродинамической трубе и внесли нужные изменения, уже были отработаны многие другие узлы, – а подвеска «не давалась». Но сейчас можно сказать уверенно: поиск увенчался успехом. Кстати, выбранная нами схема «качающая свеча» обладает серьезным достоинством: она избавляет от необходимости регулировать развал колес в эксплуатации. Этот параметр заложен в конструкцию и сохраняется постоянно. Нам удалось найти хорошее сочетание жесткости стабилизатора и пружин с характеристиками амортизаторов. Это обеспечивало ту устойчивость на дороге, которую вы сегодня наблюдали. Как говорят наши испытатели, колеса «облизывают дорогу», при этом кузов сохраняет стабильное положение.

…Наконец я дорвался до руля. Упросил. И вот идет к концу уже третья сотня километров. Который раз ловлю себя на том, что стараюсь помнить о пятой передаче. А помнить надо. Вот стрелка спидометра подходит к 110 км/ч. Смотрю на тахометр – 4000 об/мин. Это на прямой передаче. Включаю пятую. Скорость та же, а на тахометре только 3000! Двигатель на слух работает легко, мягко, спокойно. И автомобиль еще охотно реагирует на педаль газа. Вот теперь понятно, за счет чего машина показала на испытаниях хорошую экономичность. Модернизированный двигатель плюс обтекаемый кузов плюс новая коробка передач – и в результате 5,8 – 6,0 л на 100 км пути при 90 км/ч, 7,8 – 8,0 л при 120 км/ч и 9,0 – 9,3 л в городском цикле.

Времени у меня мало. Спешу проверить все ощущения, сформулировать впечатления.

ИЖ-2126 гос. номер «00-13 УДА» Москва, ВДНХ. Фотография © В. Князев
ИЖ-2126 гос. номер «00-13 УДА» Москва, ВДНХ. Фотография © В. Князев

Автомобиль внутри просторен. Неожиданно просторен. При общей его длине всего 4000 мм (на 200 мм меньше, чем у сегодняшнего «ИЖ-комби») расстояние от педалей до спинки заднего сиденья – как у «Волги». Ширина машины – 1650 мм, на 40 мм больше «жигулей». Теперь она стала пятиместной уже без всяких оговорок.

Органы управления расположены вроде бы удобно (не всеми пришлось пользоваться). Рычаг переключения передач по сравнению с прежней моделью смещен вперед. Но к этому привыкаешь быстро. Пожалуй, не совсем удачна рукоятка стеклоподъемника: размещена довольно далеко, да и «жидковата» на вид.

Приборы… Тахометр – это очень хорошо. Автомобилистам понравится, что для всех контролируемых параметров имеются стрелочные указатели. Вместо амперметра – вольтметр. Это удобно: сразу видно состояние бортовой сети.

ИЖ-2126 гос. номер «00-13 УДА» Москва, ВДНХ, щиток приборов. Фотография © В. Князев
ИЖ-2126 гос. номер «00-13 УДА» Москва, ВДНХ, щиток приборов. Фотография © В. Князев

Полумягкий обод рулевого колеса приятно держать в руках. Но стоит его чуть повернуть – и спица перекрывает указатель температуры охлаждающей жидкости. Может быть не нужны четыре спицы, хватило бы двух?

Сиденья хороши. Обзор из салона прекрасный. Интересная деталь: на лобовом стекле, имеющем гораздо больший наклон, чем у предыдущей модели, почти нет следов разбившихся насекомых: их проносит над стеклом. И еще. Машины в колонне идут плотно друг за другом. Там, где на дороге гравий, это неизбежно вызывает неприятности, камни то и дело «стреляют» из-под одной машины в стекло другой. На двух серийных ИЖ-2125 стекла уже имеют лунки от камней. А на новых ИЖ-2126 – ни одной царапины. Камни рикошетируют, не оставляя следа.

К вечеру прибыли в Красноводск. Парома еще нет. Жара начинает спадать. Автомобили отдыхают после 700-километрового дневного пробега. Вокруг них, как на любой остановке, – толпы любопытных.

Мы сидим под навесом в стороне. Кондрашкин показывает на стоящие автомобили:

– Ну, как ваши свежие впечатления?

– Самые лучшие, – отвечаю я. И поясняю: – Машина красива, удобна, прекрасно управляется, расходует мало бензина – что же еще?

Александр Семенович кивает головой:

– Наши усилия в последние годы были направлены именно на то, чтобы сделать автомобиль современным не просто внешне, а по самой своей сути: комфортабельным, безопасным, экономичным, менее трудоемким в изготовлении и обслуживании, менее металлоемким. Мы хотим, чтобы новая машина понравилась покупателю, поэтому закладываем в нее оптимальные, с нашей точки зрения, решения. Например, карданный вал сделали с промежуточной опорой, как на «жигулях», что значительно снижает вибрации, но при этом использовали не имеющие нареканий крестовины «Москвича». На передних колесах – новые эффективные дисковые тормоза. Задние оставили барабанными, но барабаны теперь алюминиевые, со вставками.

ИЖ-2126 гос. номер «00-13 УДА» Москва, ВДНХ. Фотография © В. Князев
ИЖ-2126 гос. номер «00-13 УДА» Москва, ВДНХ. Фотография © В. Князев

Чтобы машина лучше «стояла» на дороге, изменили конструкцию заднего моста: балку сделали более жесткой, подвеска теперь не рессорная, а пружинная. Что касается ряд, то он, как и на всех современных автомобилях, реечного типа. Управление стало более четким. Впрочем, это вы уже заметили. В салоне установлен новый трехступенчатый отопитель с распределением нагретого воздуха по всем зонам. Можно сказать уверенно: в машине зимой всегда будет тепло. А радиоприемник-магнитола со стереофоническими колонками скрасит самую дальнюю поездку.

– А почему машина осталась заднеприводной?

– Ну тут целый комплекс причин. Первая из них – традиция. На наш взгляд, не стоит слишком рьяно придерживаться модных тенденций. Мода вещь изменчивая, привычки людей более стабильны. Мы уверены, что сейчас, когда наши автозаводы дружно «качнулись» в сторону переднего привода, кто-то должен остаться на позициях «классики». Хотя бы для того, чтобы отвечать запросам той категории покупателей, которая предпочитает не меняет устоявшиеся навыки вождения, приемы обслуживания и ремонта. Ведь при обычной компоновке все по-прежнему просто и знакомо, а это немаловажный фактор.

Если говорить о других причинах, повлиявших на выбор схемы, то мы хотели, чтобы переход на новую модель позволял обойтись минимальными затратами. Ведь у нас остался в принципе прежний двигатель – достаточно долговечный, с отлаженной технологией. Таким образом, сохраняется поставщик моторов – уфимский завод. Омичи, выпускающие коробку передач, также остаются смежниками на будущее. Конечно, им придется реконструировать имеющееся производство, но это легче, чем создавать новое.

…Подошел паром. Наша небольшая колонна двинулась в темное чрево громадного судна, чтобы морем добраться до Кавказа и там продолжить испытательный пробег. Мне же предстояло лететь в Москву – командировка на этом закончилась.

Прошло несколько месяцев, прежде чем я снова встретился с ИЖ-2126. Теперь это был выставочный образец, который демонстрировался на ВДНХ, где разместилась юбилейная экспозиция производственного объединения «Ижмаш».

За истекшее время в судьбе машина произошли определенные сдвиги. Как и следовало ожидать, приемочные испытания были успешно завершены. Государственная комиссия дала высокую оценку новой модели и рекомендовала ее для серийного производства. По замечаниям, которые были сделаны комиссией, в конструкцию внесены коррективы.

Итак, разработчики сделали свое дело. Машина готова. По нашему мнению, машина современная, добротная, которая может прийтись по душе многим. Собственно, теперь это не только наше мнение: примерно такими же были впечатления многочисленных автолюбителей, посетивших ВДНХ специально для знакомства с новинкой. А в итоге всех интересовало одно: когда ИЖ-2126 начнут сходить с заводского конвейера?

К сожалению, пока на этот вопрос ответить трудно. Автомобиль – изделие сложное, многокомпонентное. Для освоения новой модели необходима перестройка многих производств и экономических связей. Эту стадию прошли известный теперь всем ВАЗ-2108, перспективная модель АЗЛК. Думается, что с ИЖ-2126 дело должно обстоять проще, поскольку его освоение требует меньших затрат средств, труда и организационных усилий по упоминавшимся уже причинам.

Как и многие автолюбители, надеемся, что в ближайшем будущем соответствующие решения по новой машине будут приняты и перспектива появления на свет ИЖ-2126 станет реальностью. Будем рады сообщить об этом читателям журнала.

© Б. Демченко, инженер

Источник:

Б. Демченко – Встречи с перспективной моделью, журнал «За Рулем» №5 за 1985 год