Выдержки из тувинской легенды [1].
Давно собирался суровый старик посвятить сына в великое звание хама (шаман), да все жалел его молодость, но наконец, решил. Годы шли, здоровье слабело, медлить нельзя. Грустно выслушал сын Иммакай желание отца и ответил: «Отец ты прав в своем желании передать мою душу Эрлик-Хану, это великое дело, но посмотри как я еще молод, как мне хочется пожить среди товарищей, хочется ласкать любимых девушек, устраивать лихие набеги и приводить резвых лошадей. Подумай, ведь став хамом, я лишусь всего этого. Дай мне еще несколько лет быть обыкновенным человеком, наслаждаться жизнью».
«Глупый мальчишка, сердито сказал старик – Ты не понимаешь, что говоришь. Разве какие-либо удовольствия могут сравниться с красотой и величием нашего служения?
Властный господин всего земного, ты делаешься могучим сообщником духов, живя среди людей, ты будешь знать все тайны великой матери природы и смело, спокойно пойдешь во главе нашего народа. Бери же скорей мой старый, певучий бубен и сегодня же после заката я передам тебе свои глубокие тайны».
Иммакай сказа «Ча» (да) и вышел из юрты старого хама.
Утром видели как он с оружием взбирался на крутые склоны Хайыракана. Еще смеялись, когда красавица Ульбезек намеревалась последовать за ним. Но не решилась, уж больно сурово смотрел сегодня вечно веселый Иммакай. Но вот уже темная ночь окутала мглой заснувшую степь а Иммыкай не возвращается.
Печально поникла седая голова хама, тяжело ему думать, что его радость и надежда, его любимый сын сбежал.
Тихо взял старый хам свой буен, быстро повертел его перед огнем, ударил лопаточкой, и грозные негодующие звуки внезапно огласили ночной воздух. Тихо завыл испуганный волк. Жалобно застонал на островах филин, поднялись в воздух летучие мыши. Все казалось ожило в природе, только величавые утесы Хайыракана молчали.
Покорные могучей воли великого хама духи бешено носились по вершинам Хайыракана, тщетно ища дерзкого беглеца. Наконец силы оставили старика, как мертвый он упал на руки сидевших вокруг и затих в глубоком обмороке.
Днем несколько молодых охотников на вершину горы со смутной надеждой встретить там Иммыкая, но возвратились вечером усталые от бесплодных поисков. Гора забрала Иммыкая .
О постигшем Куштых-хаме несчастье скоро узнали во всех землях и жившие там хамы приехали навестить великого хама.
В юрте сидят все прибывшие гости, а кругом ее собрался народ и со страхом ждал, как хам будет мстить Хайырыкану.
Держа бубны над головами и беспрестанно ударяя в них все хамы вышли из юрт. Впереди всех шел Куштых-хам – снова сильный и грозный. Народ наклонил свои головы до земли. Вдруг звуки бубнов замерли и в этот миг а небе появилось огненное облако и со страшным громом опустилось на южную вершину Хайыракана и зажгло её. Дикий вой урагана, беспрерывные раскаты грома в вышине и под землей продолжались всю эту ночь. Когда все стихло –хамов не было. Много дней спустя узнали, что все они оказались по своим юртам перенесенные какой-то неведомой силой. А верховые лошади возвратились домой через несколько дней приведя с собой по сотне голов скота и лошадей.
О Куштых-хаме никто ничего не знал.
Много лет прошло с тех пор. Никто уже не ждал Куштых-хама, и вдруг однажды ночью все услышали призывные звуки знакомого бубна. Неслись они с сожженных вершин Хайырыкана. Утром отправили смельчаков на гору искать любимого хама, но те возвратились страшно перепуганные. Поднявшись на вершину горы они увидели Куштых-хама, но подойдя ближе увидели только черный пень. Отойдя дальше опять увидели хама на том же месте в черных одеждах с раной на животе.
Больше уже никто не видел этого черного хама, как стали называть его после встречи на горе. И говорили старики, что с тех пор, как ушел от своего народа великий Куштых-хам, не стало в нашей земле могучих хамов. Те, кто были на страшном праздники мести, быстро разбогатели и скоро забыли свое высокое назначение, а их потомки пытались входить в сношения с духами, но были уже не властителями, а рабами их.
[1] Опубликовано: И. Сафьянов «Тува в прошлом» т. I