Найти в Дзене
Глобальная История

Религия Древнего Египта кратко (часть третья)

Последним фараоном Древнего Царства (Шестая династия) был Пепи II. Вскоре в Египте произошла гражданская война и государство ослабло. На верховенство в Египте претендовали Северное царство со столицей в Гераклеополе и Южное со столицей в Фивах.

Этот период получил название Первого Промежуточного, и закончился он к 2050 г. когда цари Одиннадцатой династии объединили Египет вокруг Фив. В то время происходило явление, ошибочно обозначенное как «демократизация загробной жизни». Тогда знать начала на своих саркофагах (Тексты саркофагов) писать надписи, которые до этого использовались лишь в царском погребальном культе.

Это был период религиозного кризиса, когда традиционные верования во многом пошатнулись. Отзвук этих тяжелых для Египта времен доходит до нас в текстах – «Речение Ипуера», «Поучение царевичу Мерикара», «Песнь Арфиста», «Совет отчаявшегося со своей душой».

В целом тексты говорят о нравственном упадке, о такой катастрофе как расхищение гробниц предков (и царей в том числе, именно тогда пирамиды лишились своих «владельцев»), упадке царской власти. Так, например, пророк Ипуер, пришедший на аудиенцию к царю, начинает критиковать его и упрекать в безнравственности, в бедах, обрушившихся на государство: «С тобой власть и правосудие, но ты приносишь в страну смятение вместе с голосом раздора. Смотри, один набрасывается на другого. Люди подчиняются твоим командам. Это означает, что твои деяния породили такое, и ты говорил ложь». Царь, в «Поучение царевичу Мерикара» берет на себя ответственность за многие беды, в числе которых «война» в некрополе, и наставляет своего сына жить согласно маат.

Текст «Совет отчаявшегося со своей душой» особенно пронзителен, его герой, общаясь со своей душой (фактически, можно сказать, с духом-хранителем) жалуется на невзгоды и простит не отворачиваться от него, если он совершит самоубийство.

-2

На смену периоду турбулентности пришел порядок, установленный в Среднем Царстве Двенадцатой (весьма продолжительной) династией. В эту эпоху на ведущую роль в пантеоне выдвигается фиванский бог Амон (Скрытый бог), который зачастую отождествляется с Ра и образуется синтез – Амон-Ра. Со временем он станет всеобщим богом Египетской империи.

Но прежде чем эта империя была создана в годы Нового Царства, Египту предстояло пережить новую чреду бедствий, наступивших вслед за концом Двенадцатой династии. Во Второй Промежуточный период Египет подвергся нашествию кочевников-семитов – гиксосов, которые захватили власть в Дельте (Нижний Египет). Со временем царской династии Фив удалось изгнать гиксосов в ходе продолжительной войны и вновь объединить Египет. Так начинается Новое Царство.

-3

Ключевой для Нового Царства была Восемнадцатая Династия. И если правление царицы Хатшепсут было временем мирного правления, то ее пасынок – Тутмос IIIпредпринял ряд завоевательных походов на северо-восток, результатом которых стало образование огромной империи.

В годы Восемнадцатой династии (а ее правление длилось больше двух веков) многократно усиливается роль фиванского жречества Амона. Верховный жрец со временем все больше доминировал и в реальной политике государства.

Эхнатон
Эхнатон

Положить конец данному положению вещей попытался фараон Аменхотеп IV – больше известный как Эхнатон. Он фактически «отменил» Амона и всех других богов в пользу избранного им личного бога – бога Солнечного Диска – Атона. Тяготясь амоновым жречеством Эхнатон (взявший это имя в честь Атона – т.е. – «угодный Атону») переносит столицу из Фив далеко на Север – в Ахет-Атон (ныне Телль-эль-Амарна), где были построены храмы в честь Атона и дворцы для царского дворца. При Эхнатоне случилось одно из самых заметных преобразований египетского художественного канона – расцвел так называемый «Амарнский натурализм» - стиль живописи, в котором даже царская семья стала изображаться более реалистично и получили распространение неформальные сюжеты. Храмы Атону были выстроены по особенному образцу – у них отсутствовала кровля, дабы можно было созерцать и непосредственно молиться солнечному диску. Жречество Амона утратила свою власть. Самого же Эхнатона египтолог Джеймс Брестед называл «Первой индивидуальностью в истории».

Эхнатон поклоняющийся Атону
Эхнатон поклоняющийся Атону

За новшествами, введенными Эхнатоном стояло новое понимание ценности религиозного. По выражению Элиаде, Эхнатону открылся смысл радости жизни, наслаждения творениями Атона. Он «отменил» старых богов, дабы чтить бога, лучи солнца которого были подобны рукам (и так и изображались), дарящими почитателям божественный свет и саму жизнь.

От религии амарнского периода сохранилось два гимна (де-факто молитвы), в которых выражена глубоко личностная сущность нового религиозного уклада. В первом из гимнов говорится: «Хотя ты находишься очень далеко, твои лучи падают на землю; хотя ты пребываешь на лицах людей, твои следы невидимы… Как разнообразны дела твои! Они скрыты от людей. О! Единственный Бог, другого подобного которому нет…Мир существует через тебя! Каждый имеет свою пищу». А в молитве, что была записана в саркофаге Эхнатона, говорится: «Я иду, чтобы вдыхать сладкое дыхание твоих уст. Ежедневно буду я созерцать твою красоту… Дай мне свои руки, исполненные твоего духа, чтобы я смог проникнуться тобой и жить твои духом. В любой миг вечности произнеси мое имя – оно всегда ответит на твой призыв!».

-6

Правление Эхнатона, ввиду его безразличия к политическим и военным дела, окончилось потерей азиатской империи. Вскоре после смерти Эхнатона (а умер он молодым), новый фараон – Тутанхамон (1357 – 1349 гг. до н.э.) вернулся в Фивы и вновь возвысил Амона и его жрецов. Атонизм канул в забвенье, а Восемнадцатая династия скоро прервалась.

Элиаде говорит о том, что выражение Эхнатона – «Единственный Бог, другого подобного которому нет», встречалось в египетской религии и раньше. Она применялось в отношении и к другим богам. Мы уже говорили, что понимание единственности божественного вообще было свойственно египетской религии, которая таким образом балансировала вокруг хрупкой конструкции «около-монотеизма». В то же время, в том что касается религии Эхнатона, то по сути было два бога – Атон – объект религиозного поклонения царя лично, его семьи и придворных, и…сам Эхнатон, которому должны были возносить молитвы подданные. Так же нужно отметить, что Атон не являлся «выдумкой» Эхнатона. Он был известен задолго до амарнской революции, и почитался в связи с другими богами, как например в том случает когда Ра именовался «Владыкой Диска» (Атоном).

Суд Осириса
Суд Осириса

В теологии Нового Царства постоянно шли процессы синтеза, сближения противоположных богов. Главным и самым оригинальным синтезом являлось сближение и отождествление Ра и Осириса. Уже говорилось о том, что изначально царский культ «колебался» между двумя этими вариантами божественности, и в эпоху Нового Царства противоречие было разрешено. Была принята формула, что старый царь умирая, и «становясь» Осирисом, возрождался в облике молодого Ра.

Сам Ра, словно бы умирал, спускаясь в подземный мир, но только для того, чтобы возродиться вновь. Ра и Осирис как бы дополняли друг друга, являя тайну множественности форм божественного, которые являлись выражением единого Бога. В действительности, сближение Ра и Осириса, их «перетекание» друг в друга, выражало идею взаимодополняемости жизни и смерти. В данном случае можно говорить о триумфе Осириса, который «восторжествовал» в царском культе еще начиная с эпохи Среднего Царства, а в эпоху Нового Царства превратился в судью мертвых. В присутствии Осириса, как повествует «Египетская Книга Мертвых», производился суд над душой и «взвешивание сердца». Сама же Книга и содержащиеся в ней магические формулы были призваны облегчить посмертное странствие души, и помочь пройти «судебные процедуры».

Одним из кульминационных моментов «Книги Мертвых» являлась 125 глава, в которой описывался суд над душой. Он происходил в «Зале Двух Маат». Описывается, как сердце кладут на одну чашу весов, а на другую перо (или глаз) – символ маат. Умерший просит свое сердце не свидетельствовать против него. Он делает заявление о невиновности:

Я не причинял зла людям…

Я не хулил бога…

Я не чинил насилия над бедными…

Я не убивал…

Я никого не заставлял страдать…

Я не жалел пищи для подношений в храмах…

Я чист, я чист, я чист, я чист

Взвешивание сердца из Книги Мертвых
Взвешивание сердца из Книги Мертвых

Умерший обращался к богам, составляющим свиту Осириса, с призывом о помощи, а в конце обращался и к самому Осирису: «О бог, высоко стоящий на своем пьедестале…защити меня от этих вестников, сеющих зло и подымающих волнения…ибо я осуществлял маат ради Владыки маат. Я чист». Душу подвергали и допросу инициатического характера, когда она должна была отвечать магическими формулами и называть секретные имена богов и названия различных составляющих Царства Мертвых.