Найти тему
Культурный Кот

Что общего у старинных икон и советских мультиков?

Удивительно, но идея статьи об иконах родилась при просмотре советского Винни-Пуха. Помните момент, где Винни с Пятачком сидят в гостях у Кролика? Обратите внимание на стол - он сужается к зрителю и расширяется к героям.

Винни-Пух и Пятачок за "неправильным" столом. Источник: Яндекс картинки
Винни-Пух и Пятачок за "неправильным" столом. Источник: Яндекс картинки

Хотя должно быть наоборот. Подобное искажение часто встречается на старинных русских иконах и называется обратная перспектива.

Зачем её использовали?

Иконописцы рассуждали, что человеческий глаз не совершенен. И уменьшение размеров предмета при удалении от зрителя лишь оптический обман. Следовательно не стоит использовать человеческие мерки для изображения божественного замысла. Лучше применить обратную перспективу для отображения неземной сущности происходящего.

Апостол Матфей. Мебель написана в обратной перспективе. Источник: Яндекс картинки
Апостол Матфей. Мебель написана в обратной перспективе. Источник: Яндекс картинки

Отсюда вывод - икону не стоит рассматривать как картину. Тут линии сходятся не на горизонте, а на зрителе. Это не он смотрит на Бога, а Бог смотрит на него сквозь икону.

Интересно, что все дети изначально рисуют в обратной перспективе, лишь с годами научаясь геометрическому реализму. Кстати, в исламских государствах и Китае линейная перспектива долгое время не использовалась.

Кроме передачи божественного замысла, через обратную перспективу можно подробно отобразить важные части заднего плана. Например храм или колокольню. И отсюда вытекает следующая фишка древнерусской иконы.

Суммирование ракурсов

С помощью этого приёма иконописцы отображали:

  • Скрытые части статичных объектов. Относится не только к зданиям и сооружениям. Так показывали тексты на свитках в руках святых;
Вход в Иерусалим. Использован принцип суммирования ракурсов. Источник: Яндекс картинки
Вход в Иерусалим. Использован принцип суммирования ракурсов. Источник: Яндекс картинки
  • Два события которые происходили одновременно, но на удалении друг от друга;
  • События происходившие не одновременно, но важные для понимания сюжета. В данном случае говорят об удвоении изображения.
Пострижение Василия III. Использовано удвоение изображения. Источник: Яндекс картинки
Пострижение Василия III. Использовано удвоение изображения. Источник: Яндекс картинки

Кроме того ракурсы суммировали для передачи движения людей и животных. Конечности героев отрисовывались в крайних точках амплитуды, при этом их общий вид казался неестественным.

Что значит "пофикать" икону?

Обращали внимание, что краски на старинных иконах всегда темные? Всё дело в олифе, которая с годами чернеет. Старорусским мастерам требовалось 6 месяцев, чтобы приготовить раствор для покрытия изображения. Сперва льняное масло вываривалось на костре, затем переливалось в герметичный сосуд и томилось на печи пол года.

Старинная икона с почерневшей олифой. Источник: Яндекс картинки
Старинная икона с почерневшей олифой. Источник: Яндекс картинки

На написанную икону олифа наливалась ложкой. После того как она частично впитывалась в древесину, мастер ребром ладони разгонял остатки по поверхности и одновременно втирал. В результате этого процесса появлялся характерный свист. И иконописцы говорили, что эта икона "пофиканная", то бишь покрытая.

Вот такие интересности окружают русскую иконопись. А какие факты знаете вы? Пишите ответы в комментарии. А ещё подписывайтесь на канал и жмите большой палец вверх. Дальше будет интереснее.