Всем привет!
Канал «Колеса: настоящее вчера» поздравляет мужскую часть аудитории с 23 февраля! В такой день я решил вспомнить еще одну модель советской военной техники, которая кое-где применяется до сих пор, - БРДМ-1.
История нашего героя началась в 1954 г., когда после определенного опыта эксплуатации бронетранспортера БТР-40 были сформированы четкие требования к технике разведчиков. Она должна была развивать скорость до 90 км/ч, преодолевать водные преграды и траншеи шириной до 1,2 м.
Изначально на Горьковском автозаводе предполагалось создать «амфибию» на базе БТР-40, но оказалось, что придется разрабатывать новую технику почти с нуля. Как бы то ни было, в 1956 г. вышли в свет первые опытные броневики, имевшие броню толщиной до 12 мм, широкие шины, дополнительные 4 колеса, доставаемые из специальных отсеков и помогавшие преодолевать окопы, и кузов, рассчитанный на минимальное сопротивление при движении по воде. Но при этом техника получила некоторые агрегаты от БТР, в частности, доработанный мотор мощностью 90 л. с. Экипаж же состоял из четырех человек: механика-водителя, командира, стрелка и разведчика. Правда, вооружение было скудным: на башню можно было установить лишь пулемет калибра 7,62 мм, и то это делалось не всегда. Зато впоследствии отдельные экземпляры стали вооружаться ракетными установками:
В 1957 г. БРДМ-1 успешно прошел испытания и был принят на вооружение советских войск. Поскольку его броня была тонкой и защищала только от пуль и осколков, то непосредственно в боях он участвовать не мог: его использовали в основном для разведки, а если все-таки экипаж столкнулся с вражеской пехотой, то он мог оперативно отбить ее атаку.
БРДМ-1 выпускался до 1966 г., и всего было выпущено около 10 000 таких броневиков. Они нашли свое применение во многих конфликтах времен холодной войны, а некоторые шли на экспорт на Ближний Восток, в Азию и Африку и были приняты на вооружение развивавшихся государств. Однако трудным периодом для БРДМ стала война в Афганистане: горная местность часто не давала экипажу вовремя совершать маневры и уходить от противника, так что многие броневики были подбиты. Но все же не обошлись доблестные советские войска без поддержки разведывательно-дозорных машин.
К тому времени техника уже устаревала и в большинстве своем заменялась на модернизированный БРДМ-2, о котором я писал здесь, и во времена глубокого кризиса СССР первый БРДМ был снят с вооружения. Но в других странах служба его продолжалась до 2010х гг., что еще раз доказывает надежность и выносливость советской техники. Сегодня же удел этих машин – военно-исторические музеи, среди которых главенствующую позицию занимает, как водится, комплекс в Верхней Пышме:
Некоторые же БРДМ без вооружения и спецоборудования выставлены на продажу, а часть стоит в качестве памятников:
БРДМ-1 – советский бронеавтомобиль, в свое время не имевший аналогов в мире, прослуживший более 40 лет, показавший себя во многих странах мира и ставший основой для самой известной техники подобного назначения. Все эти заслуги стоят того, чтобы сохранить модель для потомков и лишний раз напомнить, что наша страна для собственной безопасности ничего не жалела.
Есть ли памятники БРДМ-1 в ваших городах? Пишите в комментариях, буду рад обратной связи.
А у меня на этом все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и будьте защитниками для ваших родных и близких!