Найти тему
Разговор начистоту

Ох, уж, этот «синдром отличника»…

Как же любят отличников учителя! Как горды родители, когда их ребенок – отличник! НО…

«Отличник отличнику – рознь».

О чем это я?

О том… что отличники бывают разные. Для меня есть: настоящие и "другие".

Слова «отличник» и «отличие» - имеют общий корень. Значит, действительно, «отличники» отличаются друг от друга.

Настоящие – это те, кто учатся, а «не ходят в школу за пятерками». Кто не боится ошибаться. Для кого «двойка-тройка» – «не конец света». Это счастливые люди, и вместе с ними, счастливые учителя и родители.

Но сегодня разговор о "других" отличниках:

Для них характерно:

v «зацикленность» на оценках; цель обучения не знания, а «пятерки»,

v зависимость от чужого мнения, свое собственное «не в счет»,

v страх ошибок;

v желание – «быть лучше других»,

v болезненное восприятие критики,

v сравнение своих успехов с результатами окружающих,

v склонность к депрессиям или же истерикам в случае неудач.

Почему я подняла эту тему? Да, потому, что на своих уроках я постоянно встречаюсь с проблемами этого «синдрома».

Задаешь вопрос… а у ребенка – "ступор". И не потому, что не знает ответа. А потому, что думает, как ответить? Какой же, правильный ответ?

Ребенок в стрессе. У него внутреннее убеждение: «Нельзя ошибаться». «Ошибка - это очень плохо". На самом деле, ошибка - это нормально.

И это при том, что, я не ставлю «оценки». Трудно представить, какие стрессы и переживания у таких детей в общей школе.

Так что же такое – «синдром отличника»?

В его основе лежат особенности человека, его потребности, комплексы, ценности и установки.

«Синдром отличника» имеет психогенную природу и формируется в результате предыдущего опыта: взаимодействия с родителями, сверстниками, другими взрослыми.

Более он распространен среди девочек – для них более характерна ориентация на внешнюю оценку в сочетании с личностными качествами: аккуратностью, усидчивостью, послушанием, эмоциональной привязанностью к родителям.

Эксперты указывают следующие причины:

Ø – недостаток внимания, любви и заботы со стороны близких людей:

успех ребенка становится условием для родительского внимания и «благожелательности»; похвала родителей за отличные оценки ребенок принимает, как проявление по отношению к нему, любви родителей.

Ø – компенсация родительских неудач:

успехи детей – продолжение амбиций родителей; что-то не получилось у самих достичь в жизни, и через успешность ребенка они повышают свой собственный социальный статус, признание родственниками, коллегами.

Ø – завышенные требования родителей:

ориентация на общественное мнение;

формально зафиксированные достижения – оценки, школьные грамоты, доска почета...

Главная причина негативного характера «синдрома отличника» - это страх ошибок и критики, а также опора на чужое мнение.

Стать первым, достичь лучшего результата, заработать пятерку «любой ценой»… По мнению мудрецов: «Большая глупость – желание быть лучше и умнее всех…»

Все иначе, если подходить к делу с интересом, истинным увлечением, добавляя «щепотку» конкурентности, азарта. Результат в этом случае, будет качественно другим, и количественно высоким.

Здоровые амбиции и в меру соревновательный дух подвигает на личностные взлеты, подпитывает мотивацию, дает силы на преодоление трудностей и препятствий при достижении целей.

Самооценка и опора на свое собственное мнение – это дорога к успеху!

Психологи определяют «синдром отличника» - как некую болезнь.

А лечение: изменение системы ценностей и личностных установок, формирование личностной независимости и адекватной самооценки.

Уроки – не главное! Оценки – не главное!

Главное – быть счастливым и любимым!

Кроме школы и оценок есть РАДОСТЬ И УДОВОЛЬСТВИЕ ЖИЗНИ!

ВЫ не согласны?

Если вы дочитали до конца, я вам очень благодарна. Поделитесь своим мнением.

Ваша Г. Молькова.