Найти в Дзене

Упенский собор или как фальшивомонетчик построил русский храм

Аристотель Фиораванти и Успенский собор - его главное творение
Аристотель Фиораванти и Успенский собор - его главное творение

"Цветок, гонимый ветром"

Перевод фамилии архитектора

1475 - 1479 годы - в Русском государстве возводится Успенский собор. Уже не впервые. Прежний Успенский - на том же самом месте обвалился около часу ночи 21 мая 1474 года. Тогда при общих шепотках о том, что "Сие знамение" Великий князь Иван III, пытаясь найти того, кто исправит и отстроит заново, услышал короткий вердикт псковских зодчих: "известь не клеевита, да камень не тверд". Но это все, на что они решились. О решимости "продолжить контракт" с князем речь не шла. И Софья Палеолог - вторая супруга Ивана III - посоветовала отправить миссию в Италию, где начались проблемы у знаменитого в тот период архитектора Аристотеля Фиораванти.

Софья Палеолог. Реконструкция внешности Великой княгини
Софья Палеолог. Реконструкция внешности Великой княгини

О самой Софье вы можете прочитать здесь (Византийская принцесса на русском троне). Но сейчас мы добавим, что идеи княгини обычно давали свои плоды. Так произошло и на этот раз: все сложилось на пользу Русскому государству. Мастер согласился и в свои 60 пустился в далекое путешествие.

Красивое начало, не так ли? Однако... реально все было в духе шедевров Гая Ричи. Ну хотя бы потому, что для Фиораванти путешествие в Москву стало не совсем путешествием, а, скорее, отбытием от греха подальше!

-3

Дело в том, что мастер Аристотель, как бы это сказать - обладал по истине немалыми талантами и очень разнообразными! Он родился приблизительно в 1415 году в шикарнейших условиях - отец и дядя потомственные архитекторы - талант к зодчеству в крови и плещет через край. Начал приобщаться к строительству с 15 лет. А с 1447 г он в компании своего дяди уже продолжает проекты отца, впитывая секреты семейного бизнеса.

И, надо сказать, результаты такого воспитания дали свои плоды - среди прочих достижений мастера смело самыми выдающимися можно считать колокольню делла Маджоре, которую Аристотель передвинул (!!!) на 9, а по другим данным - на 13 м, дабы освободить место для здания городской администрации - ну что - дело благое - спорить сложно. Но тем не менее, это стало революцией в мире архитектурных новшеств эпохи. Учтем и то, что здание не получило никаких повреждений!

Современная Болонья
Современная Болонья

Очевидно, подвинув колокольню, сам мастер Аристотель уже не мог остановиться! И следом выпрямил также колокольню - на этот раз св. Власия, отклонившуюся на 1,5 м, в г. Ченто! При этом, по свидетельству всех причастных, не было вынуто ни одного кирпича!

Эти два прорывных достижения принесли денежные премии, чин главного каменщика и звание инженера. Ведь устройство, с помощью которых двигалось здание и исправлялась колокольня Фиораванти изобрел сам. Такие специалисты нужны всем и в том числе, герцогам: миланский - Сфорца - пригласил его к себе на службу.

Франческо Сфорца
Франческо Сфорца

Однако, как ни любил своего инженера миланский герцог, удержать его от приключений не смог. В 1473 его обвинили в фальшивомонетничестве и, как водится, бросили в темницу. Но потом оправдали, не найдя свидетелей. Но, покинув узилище, мастер не был так уверен, что дело его не откроется вновь: монетки-то были. И чеканил их он. Благо и на это таланта хватило.

Князь Иван вообще "не парился" - чеканка монет также была среди обязанностей мастера на Руси. Умеешь - делай.
Князь Иван вообще "не парился" - чеканка монет также была среди обязанностей мастера на Руси. Умеешь - делай.

Только вот мотивы мастера были весьма необычны - он думал о народе! Но помилуйте, скажете вы - наши дорогие читатели - как это связано?! А так, что этим он подставит Папу Сикста IV, которого Аристотель презирал за коррупцию, поборы и вообще за роскошь. А монетки были с портретом как раз понтифика! А изображения персоны такого уровня святости да на фальшивых денежках - не богоугодно как-то!

Папа Сикст IV. Портрет работы Сандро Боттичелли
Папа Сикст IV. Портрет работы Сандро Боттичелли

Скажете - ну так оправдали же, но повторяем - гарантии спокойной жизни в Италии больше не было. Ну и способом казни для фальшивомонетчиков в те времена в Италии было заливание в глотку расплавленного металла - удовольствие не совсем приятное. И спокойствия ради лучше было не попадаться на глаза. И тут подвернулся "русский" проект. Посол Иван Толбузин предлагал службу в Москве и интересный проект - разобраться в причинах обрушения и отстроить заново храм. В целом, для архитектора, который был по большей части инженером, выполнить такую миссию стало вызовом и в 60 лет он с сыном Андреа отправился в Москву...

Продолжение следует.

Подписывайтесь ОБЯЗАТЕЛЬНО! Прожимайте лайки! Также читайте:

Византийская принцесса

Святой, которого убила жена

Российский император, убийца, святой

Анна и Владимир: какую жену привез себе князь из Византии

и многое другое!

А желаете о политике, истории и элитах, то вам к "Старому Мушкетеру"!