Найти тему
ПОД СТУК

Есть ли «чёрный ящик» в кабине машиниста локомотива, который записывает параметры движения и переговоры?

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Пожалуй всем известно, что в самолётах есть черные ящики (они же бортовые самописцы) - устройства, которые регистрируют основные параметры полёта, показания приборов, переговоры экипажа и так далее. На основе их показаний расследуются авиакатастрофы и прочие инциденты. Но есть один вопрос, который также волнует многих - а есть ли что-то подобное в поездах? Об этом я и расскажу в этой статье.

Да, подобные устройства на локомотивах и электропоездах (ну и дизельпоездах, понятное дело, тоже) - имеются. И давайте начнём, как говорится, с истоков. Подобные приборы устанавливаются на локомотивы уже очень давно, а началось всё с локомотивных скоростемеров.

ЗСЛ-2М
ЗСЛ-2М

Яркий представитель ЗСЛ-2М - скоростемер локомотивный, модернизированный. Он состоит из аналогового блока индикации, который показывает текущую скорость, время, общий пробег локомотива, а также пробег за определенный отрезок времени (например 12-часовая смена).

Помимо индикационной функции, у этого скоростемера есть ещё и регистрирующая. На скоростемерную ленту, при помощи писцов, фиксируются такие параметры, как скорость локомотива, показания огней локомотивного светофора, направление движения, давление тормозной магистрали. Также, если сорвало ЭПК, то есть сработал автостоп - этот факт будет также зафиксирован на ленте.

Скоростемерная лента и писцы у ЗСЛ-2М
Скоростемерная лента и писцы у ЗСЛ-2М

Однако, ныне эта система уходит в прошлое и встретить ЗСЛ-2М можно только на старых локомотивах и то не на всех. Ему на смену пришёл КПД-3П, который, во-первых, фиксирует параметры не на ленту, а на кассету, она так и называется - кассета регистрации параметров. Помимо этого, данное устройство фиксирует ещё больше параметров - в их числе: дата, номер поезда, длина и вес поезда, а также табельный номер машиниста.

КДП-3П
КДП-3П

Ну а нынче, практически локомотивы оборудованы современными комплексными локомотивными устройствами безопасности - КЛУБ-У. В качестве носителя информации выступает также электронный носитель - кассета, которую машинист получает перед поездкой у дежурного по депо, или дежурного по линейному пункту.

Блок индикации КЛУБ-У
Блок индикации КЛУБ-У

Кассета вставляется в кассетоприёмник перед приёмом локомотива, а машинист на блоке индикации вводит свой табельный номер, а также информацию о поезде: номер, количество осей, количество вагонов, а также их массу. КЛУБ-У контролирует в районе 40 параметров, среди которых, кроме уже перечисленных - давление в тормозных цилиндрах, режим торможения, применение тифона и свистка, а также много чего ещё.

Кассета регистрации параметров
Кассета регистрации параметров

Помимо всего этого, в кабине также установлен РПЛ - регистратор переговоров локомотивный. По названию понятно, что нужен он для того, чтобы записывать переговоры машиниста и дежурного по станции (или поездного диспетчера), переговоры машиниста и помощника, переговоры машиниста с самим собой и так далее. На железной дороге существует регламент переговоров, который необходимо соблюдать.

Когда производится расшифровка ленты или кассеты?

Кто-то может подумать, что расшифровка скоростемерной ленты или кассеты регистрации параметров производится только после какого-либо инцидента: наезда, столкновения на переезде, проезда запрещающего сигнала, схода с рельсов и так далее.

-6

Однако, на самом деле, расшифровывается практически каждая кассета, а превышение скорости, срыв ЭПК (срабатывание автостопа), боксование колесных пар и другие нарушения прекрасно на них видны, поэтому провинившегося в этом машиниста ждут различные санкции, в зависимости от тяжести нарушения: лишение премии, назначение дополнительных технических занятий или поездок с инструктором, лишение талона по безопасности, ну или если что-то совсем страшное - то увольнение, а то и заведение уголовного дела.

Также, очень большую статью про все приборы безопасности в кабине машиниста можете прочитать у Vivan755.

Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!
-7