Найти тему
Мекленбургский Петербуржец

🇩🇪📰📺🎮(+)Die Zeit: «Atomic Heart»: чувство вины и игры» (перевод с немецкого)

Обзор немецких медиа

🗞(+)Die Zeit в статье «Atomic Heart»: чувство вины и игры» рассказывает, что новый видеоигровой блокбастер обвиняют во многом: от получения денег российских инвесторов до пропаганды путинского режима. Однако, как справедливо отмечает газета, при ближайшем рассмотрении от этих обвинений мало что остаётся. Уровень упоротости: умеренный 🟡

Автор: Маттиас Крайнбринк. Перевёл: «Мекленбургский Петербуржец»

В «Atomic Heart» Советский Союз разработал роботов, которые принесли всем процветание и счастье. По крайней мере, на данный момент © Mundfish / Скриншот ZEIT ONLINE
В «Atomic Heart» Советский Союз разработал роботов, которые принесли всем процветание и счастье. По крайней мере, на данный момент © Mundfish / Скриншот ZEIT ONLINE

«К чёрту политику!», - говорит советский агент КГБ в своём летающем автомобиле. Он прокручивает радиостанции, испытывая отвращение к политическим программам. Пока из динамиков не зазвучала китчевая народная музыка. Расслабившись, он откидывается назад, пролетая мимо гигантской статуи с поднятым серпом в руке.

Значит, в Atomic Heart нет политики? Интернет утверждает обратное: игра - не более чем российская пропаганда. Игра с российскими инвесторами от российской студии, которая не хочет выступать против российского президента и его войны. И снова игра, сопровождаемая призывами к бойкоту.

По порядку. Действие Atomic Heart происходит в пятидесятых годах прошлого века, в альтернативной реальности. Годами ранее СССР открыл материал, который дал ему гигантские технологические достижения - а также досрочную победу во Второй мировой войне и роботов, освобождающих людей от тяжёлого физического труда. Процветание и блаженство для всех. Но машины начинают сопротивляться. По слухам, антисоветское сопротивление перепрограммировало их, и теперь роботы сражаются с человечеством. Игроки берут на себя роль агента КГБ с кодовым именем P-3. Он должен уничтожить противников и восстановить мнимый мир.

Это вполне обычный сюжет видеоигры, хотя и с довольно непривычной предпосылкой. Если бы не биография студии, разработавшей игру. Особенно громкие обвинения прозвучали в видеоролике, размещённом на YouTube украинским пользователем. Please, Don't Buy Atomic Heart - так называется видео, в котором сформулированы три обвинения: основатели студии Mundfish были россиянами и скрывали свою личность и бывшие связи. Инвесторы Mundfish поддерживают российский милитаризм. А сама игра была просто советско-российской военной пропагандой. Видео, опубликованное 6 февраля этого года, на данный момент просмотрели 1,8 миллиона раз. Так что лучше не покупать игру?

Игровая студия Mundfish базируется на Кипре, основана в 2017 году. Однако у неё, по крайней мере, есть русские корни. В статье 2019 года в одном из российских СМИ упоминается студия в Москве. Основатель компании, Роберт Багратуни, является русским и изучал аэрофизику и космонавтику в Москве, согласно его профилю в Facebook. В видеоролике на YouTube некоторые из основателей, всего четыре человека, обвиняются в том, что они работали в российских компаниях, таких как «ВКонтакте» или Newmedia Stars.

Эти обвинения не обоснованы, и их не следует считать доказательствами российской пропаганды. Рождение в России и работа на российские компании до начала агрессивной войны не может быть обвинением [а после что, может? 🤔 — прим. «Мекленбургского Петербуржца»]. Согласно заявлениям самой студии, сегодня команда состоит из сотрудников «со всего мира». Связи с Россией скорее даже не упоминаются. Австралийский композитор игры, Мик Гордон, говорит, что пожертвовал свой гонорар Красному Кресту, чтобы помочь пострадавшим на Украине. Однако он описывает сотрудничество со студией как «большое удовольствие», потому что она ставит во главу угла «воображение и художественную свободу».

Однако обвинения в адрес инвесторов студии гораздо более основательны - и прозрачны. На сайте Mundfish указаны Gaijin Entertainment, Gem Capital и Tencent. Gaijin была основана в России в 2002 году, сейчас базируется в Будапеште и особенно известна по бесплатной игре War Thunder - авиа- и танкосимулятору. С Gem Capital дело обстоит немного сложнее. Помимо игр, российская компания также инвестирует в нефть и газ. Основатель компании, Анатолий Палий, ранее работал в «Газпроме». Вполне возможно, что связи с российским правительством существуют и сейчас.

Кроме того, Atomic Heart распространяется в России компанией VK Play, которая принадлежит российской технологической компании VK, бывшей Mail.ru. VK также управляет «ВКонтакте», «русским Facebook». «Газпрому» принадлежит чуть более 50% акций VK. Здесь вопрос о том, стоит ли бойкотировать Atomic Heart, уже может найти свой ответ. По крайней мере, весьма вероятно, что покупка игры принесёт деньги и российским компаниям, лояльным государству. Сколько именно - понять сложно.

С роботами в «Atomic Heart» всё пошло немного не по плану. © Mundfish / Скриншот ZEIT ONLINE
С роботами в «Atomic Heart» всё пошло немного не по плану. © Mundfish / Скриншот ZEIT ONLINE

Есть ещё компания Tencent. Китайская компания владеет долями в очень многих крупных студиях видеоигр, включая немецкого разработчика Yager, базирующегося в Берлине. Хотя студии утверждают, что китайский гигант не имеет прямого влияния на разработку контента их игр, очевидно, что компания получает от этого прибыль. А поскольку компания близка к государству, она также может поддерживать китайскую политику. Например, принудительный труд уйгуров [ааааа!!! — прим. «МП»].

Но такие компании, как Nintendo и Sony, также наживаются на этом. Более того, Саудовская Аравия сейчас является крупнейшим внешним акционером Nintendo с 8,3% - и там тоже нельзя говорить о безупречной демократии. Это не отменяет участия российских компаний в Atomic Heart, но показывает, как трудно потреблять видеоигры без моральных угрызений совести.

В Европе и США Atomic Heart распространяется французским издательством Focus Entertainment. Как стало известно Die Zeit из кругов компании, Focus взяла на себя распространение игры задолго до начала войны 22 февраля 2022 года. С тех пор компания проверила, существуют ли прямые финансовые связи между Mundfish и российским государством - этого не произошло. Также предполагается, что VK Play взяла на себя дистрибуцию в России много лет назад. Для такой небольшой студии, как Mundfish, вряд ли было бы финансово целесообразно отказываться от этих контрактов после того, как это произошло. Разработка игры началась ещё семь лет назад.

Остаётся последнее обвинение в том, что Atomic Heart - это советско-российская военная пропаганда. Этому, в частности, способствовал твит студии, в котором Mundfish описывает себя как «организацию за мир», которая «выступает против насилия над людьми». Но она заявила, что хочет воздержаться от комментариев на тему «политики или религии». Так что ни слова о Путине или агрессивной войне. Это не пропутинское заявление студии, но она по-прежнему отказывается признать, что игра, которая делает технологически развитый Советский Союз играбельным в 2023 году, неизбежно является политической. Но это заявление также подходит индустрии видеоигр. Ведь она редко находит нужные слова, когда речь заходит о её влиянии на общественно-политический дискурс. «Без политики, пожалуйста», - таков обычный рефлекс.

А сама игра? Это утрированный советский китч, во многом заимствованный из таких игр, как BioShock или Wolfenstein. При всей своей чрезмерности она ни в коем случае не является средством прославления Советского Союза. Скорее, она рисует утопию славного коммунизма роботов - и тут же разрушает её, подвергая сомнению всё, что видят игроки. В любом случае, здесь нет никакого прославления сегодняшней России при Путине.

Вместо этого, однако, игроки находят в игровом мире всевозможные интересные и полезные вещи. Советские памятные вещи, а также полезные предметы, с помощью которых можно усовершенствовать своё оружие. Atomic Heart - это прежде всего шутер, который по мере прохождения игры становится всё более сложным. Благодаря перчатке ИИ персонаж может взаимодействовать с окружающей средой: сканировать её, передвигать предметы или расчленять врагов. Сочетание этих механик делает игру - и это весело.

Однако игра по-прежнему страдает от некоторых технических проблем, таких как баги и проблемы с частотой кадров - в зависимости от того, на какой платформе она запускается. Для многих геймеров это обстоятельство, вероятно, скорее ответит на вопрос, покупать ли им эту игру. А не о том, какие инвесторы получают прибыль от их покупки. Ответственному потреблению в индустрии игр ещё предстоит пройти долгий путь.

@Mecklenburger_Petersburger

Мекленбургский Петербуржец в:

Telegram

Яндекс.Дзен

Sponsr.ru

🎚Об упорометре канала «Мекленбургский Петербуржец»🔴🟠🟡🟢🔵