Найти тему
Михаил Исаев

Ману Тары – это ласточка

В китайской мифологии существeет предание[1] о рождении Ци - первопредка иньцев. Иньцы – тождественны культуре Шан-инь, которая была создана динлинами.

Ласточка
Ласточка

У Юсуна, который похож на первопредка Усуней, было две дочери: старшую звали Цзянь-ди, а младшую - Цзянь-цы. Обе сестры были очень красивы. Жили они в девятиярусной яшмовой башне. Каждый раз во время еды окружающие их люди били в барабаны и играли на музыкальных инструментах. Однажды небесный правитель послал к ним ласточку. Ласточка пролетала над ними, кружилась и кричала «и-и-и». Сёстры поймали понравившуюся им птичку и посадили в нефритовый ларец. Через некоторое время они открыли ларец, заглянули, а ласточки и след простыл. Она улетела на север и больше не возвращалась. А в ларчике остались два маленьких яичка. Два яйца, снесённые ласточкой, проглотила Цзянь-ди. После этого она зачала и родила основателя иньского народа - Ци. Есть другой рассказ, что она вместе с двумя девушками купалась в реке и увидела чёрную птицу, т.е. ласточку, которая оставила яйцо. Цзянь-ди проглотила яйцо и родила Ци.

Это предание выглядит сказкой, пока вы не познакомитесь с мифологией народов Океании. В частности, на острове Рапа-нуи (Остров Пасхи) существовала традиция – каждый год мужины отправлялись вплавь в опасное путешествие на соедний остров, чтобы добыть яйца ласточки, которую они называли Ману Тара.

Мана — меланезийское понятие. Это активная сила, которой наделены вещи, люди, духи и души умерших. Они обладают мана не оттого, что она есть у них «по умолчанию», но именно потому, что высшие существа их этой маной наделили.

Мана - не есть «жизненная энергия», а есть «смысл существования , соединенный с жизненной энергией». Когда житель Океании попадали в плен – то говорили, что человек лишилися мана, хотя еще жив.

Тара – дочь Неба. В Океании её называют Та-Ра-Нга. В этом слове Ра-Нга – есть Небо мужского рода. «Нга» – в языках Океании – словообразующая частица - «определенный артикль множественного числа»[2]. Если вам интересна судьба Ра в Океании смотрите здесь.

Итак, Ласточка – есть Мана дочери Неба. И сьесть её яйца, значит обрести Мана – смысл существования. В этом контексте предание о рождении основателя иньского народа от ласточки обретает смысл. Понятно, что иньцы поклонялись ласточке как верховному божеству. Места, где жили ласточки обожествлялись. Так было, пока не появился царь птиц в образе орла.

Зеленая Тара
Зеленая Тара

Тем не менее, традиция почитания ласточки сохранилась до настоящего времени. В Сибири считается, что ласточка провожает души умерших на Небеса. А вот у Айнов ласточка, которую они называют пэнуп-камуй, – один из высших духов. К нему они обращаются в случае серьезной опасности, например угрозе эпидемии.

 Пэнуп-тоно и пэнуп-чикап (человек и птица, сделанные из полыни"
Пэнуп-тоно и пэнуп-чикап (человек и птица, сделанные из полыни"

«Если эпидемия не доходит до деревни или причиняет небольшой вред, то фигуры (пэнуп-камуй) относят к экаси-нуса[3], благодарят, разбивают, смешивают с просом и дрожжами и оставляют гнить»[4]

[1] Юань Кэ «Мифы древнего Китая»

[2] В.Круп «Язык маори», «Наука», 1967 г.

[3] Родовая изгородь

[4] А.М. Соколов «Айны: от истоков до современности»