Найти тему
Документалистика РЕН ТВ

Чудо-снимки прошлого: как фотограф уместил в одном кадре 1250 человек

Оглавление

Фото: © Скриншот видео
Фото: © Скриншот видео

"Между реальностью и сном нет границ", "К истине может привести только интуиция", "Мы соединим несоединимое" – так в 1924 году сюрреалисты заявили о себе миру и сделали групповое фото для истории. Но, судя по снимкам, идея позировать спинами оказалась неудачной.

В жанре групповых фото их явно превзошел северокорейский лидер Ким Чен Ын. Сотни людей с одним и тем же выражением лица в одном кадре – вот, где настоящий сюрреализм. Причем снять подобные фотографии довольно непросто. Удивительно, но лучше всего с такими массовыми сценами справлялись 100 лет назад. Как фотографам удавалось запечатлеть на одном снимке более тысячи человек? Об этом рассказывает программа "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.

Более тысячи лиц на одном снимке

Фотография 1250 бойцов Кексгольмского полка российской императорской гвардии была сделана в начале XX века. На этом снимке можно рассмотреть лицо каждого, причем все смотрят прямо в объектив, никто не отвернулся и не закрыл глаза. А ведь тогда фотокамеры не отличались высокой четкостью разрешения, а фоторедакторов не было и в помине.

"На самом деле, сделать это в современных условиях современными короткими экспозициями абсолютно невозможно. Пришлось бы делать множество кадров, а потом в фотошопе совмещать и выискивать людей с закрытыми глазами и менять их", – говорит фотограф, режиссер-документалист Сергей Гаврилов.

Для съемки гвардейцев соорудили специальные леса – больше 20 рядов по 50 человек в каждом. Одна лишь расстановка людей по росту заняла несколько часов.

-2

Фото: © Скриншот видео

"Собрать этих людей, расположить их именно так, чтобы они все поместились совершенно четко в рамки кадра, подобрать мягкое, рассеянное освещение. Ведь там явно не солнечный свет, а рассеянное пасмурное освещение, чтобы световой рисунок был самый мягкий и подходящий именно для такого рода фотографий", – заметил эксперт.

Неизвестный фотограф

Фотограф, сделавший этот снимок, настоящий профи. Вот только его имени никто не знает. Да и сама история этой фотографии весьма таинственная, местами даже детективная.

"Считается (и это, наверное, правда), что один из фотолюбителей работал в уголовном розыске в Калининской области в городе Тверь, как он сейчас называется. И там во время расследования одного уголовного дела, которое он успешно расследовал, женщина захотела отблагодарить его и подарила ему эту фотографию, зная о том, что он фотолюбитель", – поведал Гаврилов.

Следователь передал фотографию в областной фотоклуб, а в 1993 году она перекочевала оттуда в Союз фотохудожников России. Там снимок заметила фотограф Светлана Пожарская и включила его в свою книгу.

-3

Фото: © Скриншот видео

"Этот снимок стал известен благодаря Светлане Пожарской – замечательному историку фотографии и популяризатору фотографии. Она нашла эту фотографию случайно на стене в Союзе фотохудожников. Она подошла поближе и обомлела от того, какое высочайшее качество этого изображения", – рассказал журналист, преподаватель кафедры фотожурналистики и технологий МГУ Сергей Шахиджанян.

Как была снята фотография

Фотографию отсканировали и выложили в интернет, и с тех пор споры вокруг нее не утихают. Как же неизвестному мастеру больше 100 лет назад удалось сделать такой удивительный кадр?

"Когда я посмотрел эту фотографию вблизи, то мне показалось, что часть людей туда все-таки вклеена. Поротно (рота – это где-то 100 человек) на специально сколоченные скамейки подгонялись люди, ставились перед фотокамерой, и фотограф снимал их отдельно. После этого, когда были готовы все роты, снимки склеивались и еще раз переснимались. Склеивались очень аккуратно, ретушировались, чтобы было незаметно, где ножницы вырезали фигуры. И потом еще раз переснимались", – объяснил Шахиджанян

-4

Фото: © Скриншот видео

По другой версии, фотография все же была снята одним кадром. В оригинале ее размер 44 на 98 сантиметров. Скорее всего, печатали снимок со стеклянного негатива контактным способом. А что за камеру использовал фотограф? Тут мнения тоже расходятся. Ясно одно – это гигантский аппарат с объективом около метра в диаметре.

"В те времена использовали камеры большого формата, на которых были большие носители изображения, грубо говоря, огромные фотопластинки", –отметил Гаврилов.

Снимок Кексгольмского полка стал основой для документального фильма, и это единственный случай в истории кинематографа. Панорамная съемка, в кадре – лица гвардейцев, за кадром – дикторский голос читает письма и воспоминания солдат и офицеров дореволюционной армии.

-5

Фото: © Скриншот видео

Самая большая в мире камера

Уместить на одном кадре целый полк – нелегкая задача. А как насчет локомотива с шестью вагонами? В 1899 году в США одна крупная железнодорожная компания выпустила новый комфортабельный поезд и планировала показать его всему миру. Было очевидно: нужен фотограф, причем самый лучший. Таким на тот момент считался Джордж Лоуренс – новатор и настоящий ас своего дела.

"Фотограф предложил сфотографировать по отдельности каждый вагончик и склеить панораму. Получился бы такой фотошоп конца XIX или начала XX века – фотомонтаж, по сути. Но железнодорожная компания отказалась. Она предложила целых пять тысяч долларов за эту работу, а по тем временам это были огромные деньги, которые позволяли купить чуть ли не дом", – заметил режиссер-документалист.

Лоуренс взял деньги и построил на них камеру – самую большую в мире. Вес этого аппарата – 507 килограммов, фотопластины – 226 килограммов. Еще 120 кило весила смесь каучука и клея, которым обрабатывали подвижную часть камеры. Для своего детища Лоуренс придумал вполне подходящее название – "Мамонт".

-6

Фото: © Скриншот видео

"Бывают тяжелые фотоаппараты, которые иногда не хочется брать с собой. Весят они килограмма полтора-два. Эта камера весила несколько сот килограмм, и требовала для обслуживания целого коллектива из десятков людей", – добавил фотограф.

Со своей задачей "Мамонт" справился на 100%. Получившуюся фотографию было решено отправить на выставку в Париж. Но члены жюри решили, что это какой-то розыгрыш. Председатель жюри лично отправился в Чикаго на встречу с Лоуренсом. Когда он убедился, что и поезд, и фотография реальные, Джордж Лоуренс получил свою заслуженную награду – гран-при и звание лучшего фотографа в мире.

Живые фотоснимки

Спустя пару десятков лет подобные масштабные фото научились снимать многие фотографы, но использовали они их в качестве инструмента пропаганды. 100 лет назад в США в моду вошли так называемые живые фотоснимки – постановочные работы, выполненные с участием массовки, чаще всего солдат и офицеров.

"Так, например, в 1918 году в штате Огайо был сделан из живых людей – портрет американского президента Вудро Вильсона. Более 60 тысяч солдат были выстроены в поле, и каждому был дан определенный флажок для того, чтобы они по команде изобразили портрет Вудро Вильсона, который, правда, был виден только с самолета", – рассказал эксперт.

-7

Фото: © Скриншот видео

Подобные фотографии снимали с высоты: камеру ставили на башню высотой 24 метра. Из-за искажения перспективы людей приходилось расставлять неравномерно. К примеру, на переднем плане фотографии под названием "Статуя свободы" две тысячи человек – этого хватило, чтобы сформировать основную часть статуи. А вот чтобы сделать факел, понадобилось уже 16 тысяч солдат.

"Организация подобных фотографий сродни настоящему полководческому таланту, поскольку полководец должен иметь ту армию, которая его слушает. То же самое происходит и при съемке таких масштабных батальных сцен", – обратил внимание преподаватель кафедры фотожурналистики и технологий МГУ.

История Ландмессера

Символом стойкости и силы духа считается фотография 1936 года, сделанная в Берлине. На снимке изображены несколько сотен человек, вскидывающих правую руку в нацистском приветствии. И лишь один, в самом центре кадра, стоит, демонстративно скрестив руки на груди.

"Некий немецкий журналист в 1992 году обратил внимание на этот снимок и опубликовал его в газете с просьбой откликнуться тех людей, которые что-либо знают об этом человеке. И откликнулась его дочь", – поведал Шахиджанян

-8

Фото: © Скриншот видео

Так мир узнал имя неизвестного героя – это Август Ландмессер. Снимок сделан в июле 1936-го. К этому моменту Август успел ощутить на себе все ужасы нацистского режима. В 1931 году он вступил в национал-социалистическую рабочую партию – так было проще найти хорошую работу. Но уже через четыре года его исключили за брак с еврейкой.

"Было тяжело. Мама была беременна мной, но это не избавило ее от бесконечных проверок и арестов. Папу тоже взяли под стражу, еще до моего рождения", – поделилась подробностями дочь Августа Ландмессера Ирэн Эклер.

Жена Августа Ландмессера погибла в 1942 году в концлагере. Сам же герой, испытав на себе все ужасы нацистской репрессивной системы, был отправлен в штрафбат и погиб на восточном фронте.

Разные версии исторических событий, поразительные эпизоды истории, малоизвестные факты и интересные теории – все это и многое другое изучайте в программе "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.