Патриотичный отдых в главном военном парке страны, да еще и накануне Дня Защитника Отечества накладывает свой отпечаток. Прямо скажем, несмотря на пару достойных книг по истории искусств, без которых я не пересекаю порог дома, и небольшую галерею современного искусства в отеле, общее настроение весьма батальное)
В парке Патриот есть даже целая картинная галерея студии военных художников имени М.Б.Грекова, которая пусть и не сильно, но разбавляет стройные ряды всевозможных видов экспонируемой военной техники.
Сий, скажем так, факт заставил меня задуматься над происхождением батального жанра, как явления и поделиться с вами темой для обсуждения за праздничным столом.
Итак, задерживаем дыхание и ныряем в историю!
Первая картина в батальном стиле
Первым из известных и сохранившихся до наших дней живописных произведений этой тематики считается знаменитая мозаика из Помпей. На ней изображено сражение армии Александра Македонского с войсками персидского царя Дария III при Иссе.
Эта кропотливая работа говорит о том, что в античные времена батальный жанр уже существовал. И не просто, как мотивация для дальнейших военных достижений, а скорее как «запись актов гражданского состояния»)) этот факт победы Александра Македонского над Персией и ее дальнейшей «позорной капитуляцией» останется не только в летописи, но и в сознании следующих поколений. Это прочно входит в историю и попадает в учебники, даже несмотря на то, что это всего лишь мнение и утрированное восприятие одного человека или ограниченной группы лиц (назовём их «ОПГ» ОГЛ)).
Войны и подвиги эпохи Средневековья требовали увековечивания и поэтому батальные изображения начали появляться в книжных миниатюрах.
Следующим «шагом» к зарождающейся батальной живописи, из дошедших до наших дней произведений искусства, можно назвать «Ковер из Байё».
Включенный в 2007 году ЮНЕСКО в реестр «Память мира» гобелен, выполнен в уникальной технике лоскутной аппликации по льняному полотну невероятных размеров! 70 метров в длину и пол метра в ширину Ковер хранится в Нормандии, как достояние Французской республики.
Гобелен повествует нам о доблестных завоеваниях Англии королем Франции Вильгельмом I. И по одной из версий, выполнен в 1476 году его супругой Матильдой в дань памяти о достижениях Вильгельма Завоевателя.
Однако, именно первой картиной считается работа итальянского художника Паоло Учелло в 1456 году. Сюжетом триптиха стала битва при Сан-Романо.
В основу первой в мире картины в батальном жанре лег продолжительный конфликт Флоренции и Сиены.
Эта работа ценна для нас не только тем фактом, что она стала первой. А именно характерными особенностями самого стиля, которые в дальнейшем стали канонами.
Особенности батального жанра.
- Масштабность
- Историческая достоверность
- Реалистичность передачи объектов
- Напряженность, эмоциональность, динамичность
- Идейная направленность. Значение
Расцвет стиля
Настоящим расцветом батального жанра можно назвать эпоху XVI–XVIII столетий.
Так называемое «Новое время» характеризовалось особой военной эстетикой, которой мы часто находим отражение в исторических романах, фильмах, в искусстве.
На поле боя выходили ровные ряды солдат, одетых в красочные мундиры. Военной одежде отводилось особое повышенное внимание почти во всех странах. Над головами воинов развевались многоцветные знамёна, а боевые действия сопровождались специально созданной музыкой.
Сами же сражения, скорее напоминали шахматную партию, танец, срежессированный спектакль.
Как и на бои гладиаторов или дуэли, на некоторые битвы довольно часто приходили смотреть зрители.
Отношение к подобным событиям было совсем иное - некое соревнование, в котором могут участвовать только специально обученные и подготовленные военные.
Это не могло не отразиться в искусстве. От художников требовалось внимание к мелочам и понимание стратегии ведения боевых действий.
И первым художником, который специализировался исключительной на батальном жанре стал испанец Веласкес.
Коллеги изумительно разбирают картину в этой статье
У картин XVII–XVIII веков весьма интересный ракурс - мы наблюдаем поле боя с высокого холма, с безопасного расстояния - будто из ложи театра. На переднем плане - главное действующее лицо - король или именитый полководец, а сама картина - восхваление чести, доблести и отваги.
Возвращаясь к истории живописи - знать была одним из главных заказчиков для художников и именно решающие победы и великие свершения пополняли ряды увековечения в истории через живопись. Динамичное изображение решающей битвы говорило само за себя.
До начала XVIII века батальный жанр - некая альтернатива парадному портрету. На картинах художников этой эпохи редко можно встретить изуродованные тела, боль, страдания. Скорее наоборот - война предстает нам чем-то отважным, неизбежным и всегда во благо. Некий синоним свободы и очевидной борьбы за справедливость.
Все начинает меняться в XIX веке. Столкновение академической живописи и реализма дарит нам работы Антуана-Жана Гро - одного из любимейших художников Наполеона I.
В картинах соотечественников появляются реалистичные сцены страданий и у зрителя появляется возможность посмотреть на происходящее менее однобоко. Эта возникающая альтернатива восприятия битвы подталкивает художников возвращаться к истории. Мы все чаще видим картины, написанные уже не по заказу актуального правителя, идеализирующие его военные заслуги.
Немец Франц Крюгер, например, и вовсе писал по заказу императора Николая I, а Петер фон Хесс создавал масштабные полотна Наполеоновских сражений только посетив поля боя лично.
Конец XIX - начало XX веков «выпустили искусство на свободу», дав возможность художникам самим отражать отношение к происходящим событиям.
Появление фотографии и СМИ избавило от необходимости писать «с натуры», а реалистичность постепенно сменилась всевозможными стилями современного искусства, миссией которых было скорее донести общий смысл.
Таким образом батальный жанр постепенно сменился «пацифистскими высказываниями», призывами и диалогом со зрителем. Сейчас почти любую картину с военной тематикой мы причисляем к этому жанру - от «Апофеоза войны» Верещагина до «Герники» Пикассо.
Возвращаясь же к картинной галерее М.Б.Грекова в парке «Патриот», могу сказать, что мне очень понравилось техничное исполнение у большинства современных художников. Близкие к академической живописи образы весьма эклектичны, но вполне отражают общую актуальную концепцию и современную идеологию..
С наступающим, дорогие мужчины!