Найти в Дзене
Нетопырь читает Ваху

«Титаникус»: титаномахия в мире сороковника

Если кому интересно, что поделывают легио титанов в Сороковнике, то роман «Титаникус» Дэна Абнетта — это просто маст рид. Книга примыкает к циклу «Крестовый поход в мирах Саббат».

«Титаникус» Дэна Абнетта повествует о защите мира под названием Орест. Это просто один из многочисленных миров Империума, довольно захолустный по меркам Галактики. На нем живут и обычные люди, и Механикус Ореста, есть Легио Титанов. Жители Ореста так привыкли жить в состоянии войны, что когда война приходит прямо на их земли, то застает их врасплох. А тем временем старый кукольник откладывает красавиц и клоунов и начинает мастерить титанов, ни минуты не сомневаясь, что имперские силы победят. Но для читателя победа вовсе не очевидна — как не очевидна победа для реальных сторон в реальных войнах.

Противостоит имперским силам, конечно же, Архивраг — для имперцев безликая темная сила, которая внезапно оказывается состоящей из реальных и почти непобедимых астартес Хаоса, Кровавого Договора и других смертных культистов, а также Темных Механикум и Титанов Хаоса. Вот боям с ними и посвящена большая часть романа. Разнообразным, масштабным, ужасным, невообразимо разрушительным. Не болтерпорно — они двигают повествование и раскрывают как сюжет и персонажей, так и основные идеи книги, Абнетт хорошо умеет через боевку показывать морально-этические проблемы. Масштаб подавляет. Но в то же время Абнетт сумел его «очеловечить» за счет реалистичного и правдивого, порой даже сниженного и юмористического изображения людей с их чаяниями и чувствами.

Скажем прямо: чтиво довольно… катарсическое. Абнетт не стесняется поддать ужасающих подробностей гибели и отдельных людей, и целых подразделений. К этому просто нужно быть готовым. Как и к нелинейному повествованию: в романе есть разные сюжетные линии, они переплетаются, но самостоятельны, и разные фокальные персонажи — каждый со своими приоритетами и своим опытом.

Богомашины на войне
Богомашины на войне

Мы получим очень много подробностей из жизни, быта и общения Механикус, принцепсов и модерати. Есть технические моменты, но Абнетт предпочитает концентрироваться на другом: специфике психологии, манере высказываний, взгляде на жизнь. Впрочем, интересные технические подробности работы с манифольдом тоже есть. Но психологии больше, и она интереснее. Нам расскажут о необычайно прочной душевной связи между модерати и принцепсами, выходящей далеко за рамки обычной преданности — ведь они связаны между собой почти как близнецы. Когда погибает принцепс, модерати не хочет в это верить. Немало напряженных моментов связано с притиркой к новому принцепсу — молодому, едва прошедшему обучение; он с гордостью рассказывает о множестве своих побед, вот только победы эти — не на полях сражений, а в симуляциях. Но важнее, что у молодого принцепса проблемы с дисциплиной и верностью.

Забавный момент: одного из модерати (другого) зовут Лысенко. Впрочем, Абнетт явно читал русскую и советскую литературу и знаком с совфантастикой: у него нередко встречаются небольшие, но явные отсылки.

Один из самых пронзительных эпизодов — когда старый принцепс чувствует, как дух машины начинает его подчинять. Старик не хочет терять свою личность, переставать быть собой. Он понимает, что раствориться в духе машины означает полное безумие.

Но о чем бы еще беспокоились Механикус в разгар сражений, угрожающих самому существованию Ореста? — ну конечно, о подтверждении канонов своего культа Омниссии! О расколе на религиозной почве, чтоб меня! И, понятное дело, этот раскол приводит к грызне за власть. Эти теологические проблемы легко уложены в общий образ Механикус, поэтому не выглядят диссонансом, но когда начинаешь вдумываться в логику поступков и высказываний «шестеренок» — капец они упоротые…

Техножрец.. Худ. Nictanova
Техножрец.. Худ. Nictanova

Не следует думать, что в романе фигурируют только Механикус и титаны. Войны одним видом войск, даже таким мощным, как легио титанов, не ведутся. Главное «мясо» войны — это пехота. Смертные войска. И нам их тоже покажут. Мои симпатии все время были на стороне обычных ополченцев; интересная подробность — в супружеской паре на войну идет жена. Эти люди во многом были неопытными, необстрелянными, воевали неумело, они боялись и терялись, они раскисали. И тем не менее именно они — пример настоящего человеческого героизма именно потому, что сумели стать героями, не будучи готовыми к этому. Поступок на эмоциях оказывается самым верным. Ошибочный вроде бы запрос о помощи приводит к спасению ценного кадра и в перспективе — к награде.

Будет передано и отчаяние мирных жителей, ведь они совершенно беспомощны перед громадной военной техникой.

Именно сейчас, на фоне событий в жизни, эта книга отзывается по-настоящему.

Роман понравится: тем, кто интересуется мехой, Механикус и титанами; тем, кому интересны масштабные боевки; тем, кто любит читать про жизнь обычных людей в Империуме; тем, кто ценит в книге катарсис и психологизм.

Роман не понравится, возможно, тем, кто хотел бы почитать про Космодесант: о нем в книге нет ничего.