Найти тему
Политехнический музей

В поисках ориентира: как стать востребованным специалистом в будущем?

Куда пойти учиться сейчас, чтобы быть востребованным через десять лет? Какие направления в науке будут актуальны? И обязательно ли получать образование в вузе? Эти вопросы нам задал подписчик, а за ответом мы обратились эксперту-прогнозисту.

Александр Чулок, доктор экономических наук, российский прогнозист, международный эксперт Программы развития ООН по форсайту, директор Центра научно-технологического прогнозирования Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.
Александр Чулок, доктор экономических наук, российский прогнозист, международный эксперт Программы развития ООН по форсайту, директор Центра научно-технологического прогнозирования Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.

Тренд № 1: дорога в науку

В последние годы в разных опросах родители всё чаще отвечают, что хотели бы, чтобы их дети стали учёными. Мы видим, что российское общество возлагает всё больше надежд на науку, и будущее исследователя сегодня кажется довольно перспективным. Число молодых исследователей в возрасте до 39 лет растёт, в 2021 году оно составило почти 150 тысяч человек. Также растёт спрос на учёных со стороны бизнеса. Например, в рамках ежегодного опроса «Форсайт будущего управленческих профессий», который проводит Ассоциация менеджеров совместно с Центром научно-технологического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, более 70% крупных и средних компаний считают рост популярности науки и технологий в обществе окном возможностей для себя в ближайшие пять лет.

-2

Тренд № 2: менять профессию — и не раз

Времена, когда человек получал базовое образование и работал по одной профессии всю жизнь, постепенно уходят в прошлое. Сегодня специалисты по HR признают, что современное поколение в течение жизни будет менять свои карьерные треки. И некоторые люди будут делать это не по одному разу. Речь не только о поисках себя, но и о профессиональном развитии, которое требует новых компетенций и навыков, отвечающих глобальным вызовам современности, таким как изменение климата, старение населения, освоение космоса, восстановление биоразнообразия природных систем. Такие масштабные задачи требуют соответствующих ответов. А найти их можно, постоянно осваивая разные области науки.

Тренд № 3: качественное базовое образование

Чтобы быть грамотным и востребованным специалистом, нужна хорошая точка отсчёта — качественное базовое образование. Студент должен буквально «научиться учиться», и это важнейшая компетенция будущего. И здесь решающую роль играет не столько направление образования, сколько выбор вуза. Потому что именно вуз формирует умение думать, решать задачи и моделировать образ своего будущего. Хорошо, если студенты с самого начала обучения поставлены в условия, когда они решают реальные кейсы и мыслят дисциплинарно, проектами, как, например, слушатели магистерской программы «Управление в сфере науки, технологий и инноваций» НИУ ВШЭ.

-3

Тренд № 4: междисциплинарные науки — наше будущее

Будут актуальны междисциплинарные направления: новые технологии в строительстве, искусственный интеллект в градостроительстве и урбанистике, умные материалы в медицине, цифровые двойники в производстве и т.д. Например, один из глобальных вызовов будущего, по мнению Всемирной организации здравоохранения, — это повышение резистентности бактерий к антибиотикам. Ведущими для решения этой проблемы станут исследования на стыке физики, биологии, медицины, искусственного интеллекта. Также стране будут нужны управленцы в сфере науки, технологий и инноваций — сегодня эти специалисты в огромном дефиците, а их наличие и квалификация станут императивом восстановления разрывов в национальной инновационной системе, перехода на уровень 2.0.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал — там больше интересного.