Найти в Дзене
Психопедагогика

Как мотивировать ребенка

Благодаря этой нехитрой системе можно приучить ребенка хорошо себя вести, делать уроки, убираться в комнате. Главное – систематичность и последовательность. Жетонная система получила распространение в 60-х годах XX века, хотя, возможно, ваша бабушка использовала ее и раньше, просто мы об этом не знаем. Суть гениально проста: желаемое поведение поощряется, нежелательное остается без внимания. В качестве поощрения используются условные жетоны. Достаточное количество жетонов можно обменять на что-то значимое. Главное – все правильно спланировать! 1 этап. Решите, чего вы хотите добиться. Важно, чтобы целевое поведение было измеряемым, конкретным, понятным. Например, формулировки «хорошо себя вести» или «поддерживать порядок в комнате» не очень подходят в качестве цели, потому что не обладают четкими критериями: что такое «хорошо себя вести»? как ребёнку понять, хорошо ли он себя сегодня вел? что такое «порядок»? где грань между порядком и бардаком? Первую цель в случае крайней необходимос
Оглавление

Благодаря этой нехитрой системе можно приучить ребенка хорошо себя вести, делать уроки, убираться в комнате. Главное – систематичность и последовательность.

Жетонная система получила распространение в 60-х годах XX века, хотя, возможно, ваша бабушка использовала ее и раньше, просто мы об этом не знаем.

Суть гениально проста: желаемое поведение поощряется, нежелательное остается без внимания. В качестве поощрения используются условные жетоны. Достаточное количество жетонов можно обменять на что-то значимое.

Главное – все правильно спланировать!

1 этап. Решите, чего вы хотите добиться.

Важно, чтобы целевое поведение было измеряемым, конкретным, понятным.

Например, формулировки «хорошо себя вести» или «поддерживать порядок в комнате» не очень подходят в качестве цели, потому что не обладают четкими критериями: что такое «хорошо себя вести»? как ребёнку понять, хорошо ли он себя сегодня вел? что такое «порядок»? где грань между порядком и бардаком? Первую цель в случае крайней необходимости можно переформулировать в «не получить замечание от учителя» или «не драться в школе»; вторую разбить на задачи «убирать одежду в шкаф» и «убирать игрушки в коробки» - и спрашивать с ребенка только в рамках договоренности.

Примеры подходящих, четких, измеримых целей: "чистить зубы две минуты", "читать по три страницы в день", "выгуливать собаку по утрам", "мыть посуду после обеда", "не опаздывать в школу".
  • Подумайте, насколько ребенок может следовать желаемому поведению и насколько оно зависит только от его усилий.
  • Подумайте, как вы будете контролировать желаемое поведение (как узнаете, точно ли ребенок не дрался в школе?).

2 этап. Найдите подходящее поощрение.

Это должно быть что-то важное и ценное для ребенка, что-то особенное, чего он хочет и что не бывает просто так, каждый день, без повода. Это может быть игрушка или сладость, поход в кино или совместная игра. Конечно, предложить это ребенку должно быть в ваших силах (в т.ч. финансовых).

3 этап. Придумайте жетоны.

Это могут быть наклейки, пуговицы, карточки – что-то, что было бы удобно собирать и хранить, но нельзя подделать. Для жетонов можно придумать отдельный альбом\ футляр.

4 этап. Договоритесь с ребенком.

- Когда я буду приходить с работы и видеть чистый кухонный стол и помытую посуду, я буду давать тебе вот такой жетон. Когда ты наберешь 10 жетонов мы пойдем в кафе.

Или

- За каждый день без опоздания я буду давать жетон. Наберешь за неделю 6 жетонов – поедем в развлекательный центр.

О времени подсчета жетонов и подведения итогов с принятием решения о поощрении можно договориться заранее, а можно оставить этот вопрос открытым («как только наберешь – сразу куплю»), но имейте в виду, что ребенок должен получать поощрение хотя бы раз в несколько дней, иначе он быстро потеряет интерес и стимул.

Важно, чтобы цель была не только понятна, но и достижима. Убедитесь, что прилагая разумные усилия ребенок действительно может собрать нужное количество жетонов за разумный временной отрезок!

5 этап. Действуйте!

Следуйте правилам, давайте жетоны четко в рамках договоренности. Одновременно с передачей каждого жетона не забывайте искренне похвалить ребенка, выразить свою радость и веру в него. Празднуйте достижение поощрения. Выполняйте договоренности.

___________________

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ОНЛАЙН. Запись: 8-906-288-05-55 (WhatsApp, Viber).

Нажимайте на ссылки и читайте еще:

-2