Работники гражданской авиации нашей страны отмечают 100 лет с момента образования отрасли. В Хакасии история авиаполетов и организации перевозок — интересная, с яркими страницами. Начиная со времен становления в 30-х годах прошлого столетия, расцвета в 70— 80-е годы до трудных 90-х и — возрождения авиации в нынешний период развития страны. На протяжении многих лет гарантом безопасности воздушных судов и полетов, конечно, являлись люди. Настоящие профессионалы своего дела, сегодня они получают благодарности, высокие награды, продолжая мечтать и ценить небо — главное дело жизни.
История авиации в Хакасии начинается в далеком 1938 году, тогда в нашу республику прибыл отряд летчиков. Их задача была проводить аэрофотосъемку местности, совершать полеты на дальние расстояния, доставлять оборудование, например, на золотые рудники. Авиация помогала развитию местности, отраслям промышленности. На балансе до начала Великой Отечественной войны было целых 25 самолетов. Черно-белое кино об истории авиации открывает торжественную церемонию награждения в Хакасской республиканской филармонии. В зале те, кто стоял у истоков развития гражданской авиации Хакасии. Конечно, многих ветеранов уже нет с нами...
Великая Отечественная война притормозила развитие отрасли, но именно наш летчик Василий Тихонов бомбил фашистский Берлин уже в августе 1941 года! Имя Героя Советского Союза генерала Тихонова теперь носит воздушная гавань Абакана.
— Я окончил школу с золотой медалью, — рассказывает ветеран гражданской авиации Виталий Романович МАЛЕЕВ, на счету у которого девять тысяч летных часов. — Родом я с Украины, окончил Кировоградское летное училище и по распределению в 1983 году попал в Абакан. И вот не представляете, уже сорок лет здесь живу, в Хакасии, в авиации — 27 лет.
Смотрю на ветерана и восхищаюсь. Все-таки летчики — народ особый. Всегда в аэропорту обращаешь внимание на экипаж в синих костюмах. Подтянутые, красивые, с гордостью они проходят по залу и устремляются к спецвыходу. На их плечах колоссальная ответственность за нас, пассажиров самолета. Но пилоты скромно говорят: «Такая работа!» А сколько приходится принимать ответственных решений, брать руководство воздушным судном в свои руки. Виталий Романович работал командиром экипажа, пилотоминструктором знаменитого отечественного пассажирского самолета Ту-154. Историй за много лет, говорит пилот, накопилось немало. Он бы и хоть сейчас в небо, но дорогу нужно уступать молодым. Однако они, авиаторы по призванию, готовы делиться опытом, чтобы крылья воздушных машин вновь и вновь перевозили людей по стране.
— В 2006 году во время полета из Внуково в Абакан на высоте одиннадцать тысяч метров на борту произошло срабатывание датчика «Пожар двигателя». Такая ситуация, чтобы вы понимали, происходит редко. Но там же есть другие приборы, которые должны были дать сигнал при такой ситуации. Мы поняли, что это ложное срабатывание. Хотя, конечно, экипаж стал волноваться. Предлагали коллеги сделать посадку в Казани. Нет! Никуда садиться не будем, летим до Абакана, потому что сопутствующих опасностей не было. Долетели благополучно, благополучно сели. И благодаря этому случаю меня поставили инструктором. И еще потом в качестве инструктора я два года летал по всей нашей стране и в зарубежные командировки: Вьетнам, Япония, Испания. Что подсказало мне в тот момент принять именно это решение? Конечно, опыт и еще — руководство эксплуатации самолета, мы это все изучаем в работе. И вообще пожар на борту — это внештатная ситуация, очень опасная. Сработали бы и другие приборы. А так табло мелькнуло... Значит, все в порядке. Приземлились в Абакане, на борту 164 человека, никто ничего даже не подозревал, — заканчивает рассказ Виталий Романович Малеев.
А вот еще одна не выдуманная история из жизни пилота. Разрешите представить — Виктор Иванович ШАВРИН, ветеран гражданской авиации. Родом из небольшого тувинского села. Самолет Ан-2 обрабатывал в совхозе поля, тогда парни впервые и увидели железную птицу, взмывающую в небо. Однажды летчик сделал остановку и предложил мальчишкам прокатить их над полем. Те, конечно, согласились. Так любовь к полетам запала в сердце Виктора Ивановича. Он не прошел комиссию в военную авиацию и служил в гражданской, затем окончил летное училище и посвятил небу четверть века. Летал в составе малой авиации на самолете Ан-2 и вертолете Ми-8.
— Это было в апреле 1986 или 1987 года. Мы дежурили экипажем аварийно-спасательной работы. Заступаем в семь утра — и до вечера. Тогда не было сотрудников МЧС, поэтому таким образом летчики дежурили и вылетали на особые случаи. Ближе к вечеру поступила заявка: оторвало льдину с рыбаками в Знаменском заливе. Мы в одном доме жили, экипаж — Виктор Толстых, я и борт-механик Сергей Шмаков, приехала за нами «дежурка». Полетели, летели до места минут сорок. Прошли через неблагоприятный погодный фронт. Дымка была, нас болтало. Ну, слава богу, долетели. На заливе волна, льдину уводит в сторону. А там на ней оказалось 78 человек!!! Льдина большая. Ну что — сели мы на берегу, а там уже все собрались: руководство Боградского района, разные службы, медики. Нам потребовалось три часа, чтобы всех перевезти на берег. Мы делали по несколько ходок. Еще, вы знаете, рыбаки, когда нас увидели, стали собирать вещи. Мы им сразу сказали: вещи оставляйте. Куда мы вас? Народу уйма. Зависали над льдиной на небольшой высоте, поднимали людей. Льдину качает... Частями на берег доставляли, не выключая двигателей. И в конце уже — представляете! — льдина разломилась пополам, волна была сильная. Вы знаете, мне запомнился такой момент. Была молодая женщина с мужчиной, видимо муж и жена, я заметил у них кольца на пальцах. Она обняла блистер у Ми-8, плачет и крестится. Испугалась, по-видимому, очень сильно…
Согласитесь, это история, которая могла бы стать сценарием для хорошего фильма. И таких славных страниц в летописи гражданской авиации нашей республики немало. Вековой юбилей отрасли в России отметили масштабно. Делегация ветеранов из Хакасии побывала на торжественной церемонии в Кремлевском Дворце в Москве, где много говорили о развитии и перспективах отрасли. К сожалению, произошли перемены не в лучшую сторону, но будущее авиации впереди. И теперь уж точно оно — за отечественными самолетами, которые, как говорят авиаторы, нужно производить сотнями, чтобы обеспечить надежность отрасли и не зависеть от иностранных партнеров. Конечно, ветераны вспоминают лучшие годы в гражданской авиации. Сейчас это трудно представить. Расцвет отрасли в семидесятых и восьмидесятых годах, когда из Абакана можно было улететь не только по всему Советскому Союзу, тогда малая авиация перевозила пассажиров по городам Хакасии и Красноярского края. Только в Красноярск самолеты летали несколько раз в день, каждые 45 минут. Но, как известно, без прошлого нет будущего.
Дарья КАЗАК
Фото из личного архива героев публикации